Политолог: отсутствие внятной логики и поспешные решения правительства — вот и рождаются фейки у населения 8

Отсутствие внятной правительственной коммуникации, а порой и понятной логики при введении тех или иных ограничений вместе, с раздробленностью информационного пространства создают благодатную почву для произрастания теорий заговора, считают участники программы «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4, пишет rus.lsm.lv.

«Думаю, это в большой мере проблема правительства. Нет однозначной коммуникации, нет объяснений для общества, почему принимаются те или иные ограничения. При этом мы видим, что между членами правительства есть противоречия и что после окончания заседания, после того, как приняты решения о каких-то мерах, министры заявляют, что «мы хотели чего-то другого». Это создает у общества чувство хаоса.

Если мы не можем быть уверены, что те, кто принимают решения, понимают, почему они приняты именно так, возникает почва для дезинформации», – объясняет политолог Иева Бикава, почему в последнее время поднялась волна недостоверной информации о COVID-19 и о «ковидной» ситуации в стране и почему видео фельдшера Марины набирают миллионы просмотров.

Она приводит пример непоследовательных и, видимо, не совсем продуманных решений, когда во время сначала во время нынешней чрезвычайной ситуации разрешили работать парикмахерам, а мастерам маникюра – нет, а потом пришли к выводу, что такое разграничение не имеет смысла. Похожая ситуация возникла при недавнем введении ограничений для торговли по выходным, когда пришлось срочно переделывать список «запрещенки».

«Так что думаю, это в большой мере вина правительства, что из-за поспешных, не вполне продуманных решений возникает почва для фейков», – считает гость «Открытого вопроса»

С ней согласен социолог Арнис Кактиньш: плохо организованная коммуникация – безусловно один из факторов. Но, возможно, не настолько важный, как само состояние информационного пространства.  

«Мне не кажется, что мы бы пришли к фундаментально другому результату, если бы они там делали все очень слаженно и продуманно. Еще 10 лет назад информационных каналов было сравнительно мало, и правительство как-то могло их все покрыть, имей оно хорошую коммуникационную программу, и довести свои сообщения до большинства.

А сейчас, особенно если говорить о Латвии, информационное пространство с каждым днем становится все более раздробленным, и в наши дни уже трудновато говорить о каких-то больших, центральных каналах коммуникации. Фактически каждый из нас [благодаря социальным сетям] постепенно становится таким каналом. И такое состояние пространства удобно, чтобы продвигать странные фейковые новости и так далее», – считает специалист.

Тем более, что есть люди, которые, по его мнению, готовы транслировать теории заговора в том числе и просто ради внимания: они получают удовольствие, видя, как их посты собирают «лайки» в социальных сетях.

«Это правительство с первого дня не было сплоченным. Оно и не может быть сплоченным, потому что политический спектр у нас сильно раздроблен. Это очередное коалиционное правительство, и мы видим, сколько партий в него входит. Вся конструкция построена так, что других вариантов нет. Они вынуждены терпеть друг друга, потому что есть «красные линии». [...] И потому каждый может делать, что ему вздумается.

А что [премьер-министр] Кариньш может в этой ситуации? Только подать в отставку, и всё. У него нет других инструментов, как собрать нынешнее правительство в единый кулак, что в ситуации кризиса было бы просто необходимо.  И я не думаю, что при этом Сейме что-то может поменяться», – заявил Арнис Кактиньш.

«Мы всё время надеялись, что вот поживем с ограничениями, а через две недели ситуация должна улучшиться. Но мы видим, что ограничений все больше и больше, но и заболевших все больше, и ситуация становится все более критичной. Так что сейчас мы можем только пытаться достучаться до людей и рассказывать, какова реальная ситуация», – считает И. Бикава.

При этом политолог предположила, что и к главным публичным специалистам (т. е. к эпидемиологу Юрию Перевощикову и инфекционисту Уге Думпису) уровень доверия в обществе несколько снизился.

Комментировать 8