Начальник Службы финансовой разведки рассказала, как и за что в Латвии арестовывают банковские счета 10

«Подозрительные деньги можно конфисковать, о преступлении не говоря», - еженедельник Dienas Bizness публикует интервью с начальником Службы финансовой разведки (СФР) Илзе Знотиней.

Бывший адвокат работает в должности влиятельного силовика с начала 2020 года. Оказывается, она недовольна и местным бизнесом, и даже крупными странами Евросоюза: «То, что я наблюдала, - есть какая-то часть предпринимателей, которая до сих пор может быть не была столь заинтересована полностью предоставить всю информацию банкам, и требования банков быстро изменились. Это заставляет думать, что одной части предпринимателей легче перерегистрировать свои банковские счета в другом государстве ЕС, чем оставлять здесь!»

«Неправильной является ситуация, при которой даже в Европейском Союзе, где только 27 государств, есть разный подход к этим вопросам! Есть разные строгие требования в ЕС, и есть многие государства, которые не ввели... Это даже очень большие государства». В ЕС, по словам И.Знотини, были «огромные банки, которые обслуживали картели Венесуэлы, Колумбии и Мексики». «Большие имена, которые отмывали чрезвычайно грязные деньги».

И.Знотиня рассказывает о механизме изъятия средств: «Я думаю, что это нормальная ситуация. Все звенья цепи, именно, по порядку — банк, СФР, полиция, прокуратура и в заключение суд. СФР необходимо финансовые средства задержать, после чего полиция, ведя расследование, констатирует, что средства, скорее всего, преступно нажиты и потому подлежат аресту».

Начальница подчеркивает:

«Чтобы арестовать, необходим меньший объем доказательств. После этого в результате следствия надо прийти к ясному убеждению. Здесь законодатель создал систему, в которой ноша этого доказательства все же ложится на владельца арестованного имущества, и он не способен доказать, что имущество с легальным происхождением...»

Борец с преступными доходами приводит несколько курьезных примеров: «Одному небольшому государству были поставлены колбасные шкурки объемом несколько миллиардов евро. Никто из нас не слышал о такой колбасной державе! Никто из нас не слышал, чтобы в этом государстве было бы большое производство. Распространены в ликвидируемом банке были сделки с морожеными куриными окорочками. У всех подряд этот товар».

В 2020 году деятельность СФР характеризуют следующие показатели:

арестованы деньги и имущество на общую сумму 541,5 миллионов евро (прирост 226,4 миллиона по сравнению с прошлым годом); конфисковано — 34,4 миллиона евро (меньше на 13,8 миллионов); в госбюджет зачислено 12,6 миллионов; возвращено физическим лицам 21,8 миллиона.

В прошлом году финансовые разведчики получили, ни много ни мало, 64 635 сообщений о подозрительных транзакциях, по которым было принято 622 решения о замораживании средств. При этом на содержание самой Службы пошло 4,06 миллиона евро (истрачено 81,8% от плана).

«В 2022 году СФР, вероятнее всего, обратится к резидентам Латвии, - прогнозирует Dienas Bizness. - Особенно акцентируют сектор кредитования, где происходят наибольшие перемены».

Комментировать 10