Запасаться? Хватит ли Латвии зерна на зиму 19

Большая часть посевных площадей Латвии занята под зерновые – около 60%. Излишки зерна многие годы отправляют на экспорт. Несмотря на это, в будущем году страна может остаться и без зерна, и без хлеба. Если государство в лице Министерства экономики ничего не предпримет...

В последнее время мы не раз поднимали эту тему, пишет Press.lv.

Так, руководитель хлебопекарен в Резекне и Лудзе, бывший замминистра хлебопродуктов советской Латвии Евгений Лукашенок сказал нам, что без зерна страна не останется – своего достаточно. Вопрос лишь в цене. На мировых биржах она постоянно растет, и местные фермеры также будут продавать его по высоким ценам. Соответственно и цена хлеба уже в ближайшее время вырастет. Как минимум в полтора раза. Однако ситуация меняется, и специалист вынужден скорректировать свой прогноз:

— Латвия действительно полностью обеспечивает себя зерном — в прошлом году собрали 3 миллиона тонн. А необходимо нам около 1 миллиона. И до известных событий можно было ни о чем не беспокоиться. Однако в нынешнем году фермерам срочно понадобятся оборотные средства — чтобы рассчитаться за дорогое топливо, энергоресурсы. И осенью они должны будут быстро распродать урожай. Тому, кто первый заплатит. Поэтому, если ничего не предусмотреть, в латвийских закромах может не остаться нужных объемов…

Создать стратегические резервы

Проблемы могут возникнуть не в этом году – зерно прошлогоднего урожая в закромах имеется. Речь о следующем, 2023–м. Разумеется, в Латвии имеется мощное мукомольное АО с собственными элеваторами, которое осенью закупит зерно. Однако и его мощностей не хватит, чтобы страна запаслась зерном на весь следующий год.

— Предприятие сможет хранить примерно половину того зерна, которое Латвии необходимо, — продолжает специалист. – Еще половину могли бы хранить у себя сами фермеры – у них оборудованы современные вместительные зернохранилища. Однако, как я уже сказал, в нынешней ситуации фермеры не будут хранить зерно без оплаты. Им сразу понадобятся оборотные средства. Поэтому государство должно продумать механизм того, как создать стратегические резервы. Например, дать возможность крестьянам продать зерно государству, но при этом оставить его на хранение себе — по договору. Такой механизм существует почти во всех развитых странах...

По словам хлебопека, и у нас когда–то Министерство экономики этим занималось, но потом все кануло в Лету. Нынче же самое время вернуться к проверенному механизму.

— В противном случае во второй половине следующего года Латвия может остаться без зерна, — предупреждает опытный хозяйственник. – А значит, и без хлеба...

Засеем каждый уголок

Эту же тему поднимают и фермеры. Причем призывают создавать стратегические резервы не только по зерну, но и по другим продуктам. По словам руководителей сельхозорганизаций, это необходимо, чтобы уберечь жителей Латвии от дефицита продуктов и роста цен. Необходимо незамедлительно скорректировать сельскохозяйственную политику, которая в настоящее время направлена на сокращение производства. Главной задачей должно стать максимальное количество произведенной продукции и создание стратегических резервов.

Селяне призывают разрешить фермерам засеивать всю землю, имеющуюся в сельском обороте, а также начать создавать на государственном уровне стратегические запасы продуктов — закупить мясные и рыбные консервы, масло, молочный и яичный порошки, продукты зерновой переработки…

Урожая недосчитались

Между тем информация о том, что в Латвии основных продуктов хватает, что она сама себя ими обеспечивает, сильно приукрашена.

Взять хотя бы наш «второй хлеб» — картофель. По данным ЦСУ, в прошлом году урожаи картофеля были на 34% ниже, чем годом ранее! И дело не только в плохих погодных условиях (засухе) – площади под картошку уменьшились на 10%.

Значительно меньше было собрано и овощей в открытом грунте – худший урожай с 2013 года, площади под них тоже уменьшились.

Потому что самая прибыльная ниша теперь — зерно, под него было отведено около 60% посевных площадей. Впрочем, и с зерновыми не все гладко. Согласно данным ЦСУ, урожай 2021 года был ниже, чем в 2020–м, на 14,4%.

Примечательно, что из 3 миллионов тонн зерна, собранного в прошлом году, треть ушла на экспорт. А главные экспортные рынки Латвии — в Африке, на Ближнем Востоке и в Испании. Правда, импортеры не напрямую закупают местное зерно, а через перекупщиков, у которых в Латвии есть зернохранилища. Если же конкретно о цифрах экспорта зерна, то они следующие: 40% — Нигерия, 9,2% — Испания, 7,5% — Южная Африка, 5,2% — Саудовская Аравия...

К чему приводит монополия

А на цену хлеба в Латвии влияет не только экономическая ситуация в мире, но и чисто местный фактор. По информации некоторых хлебопеков, с недавнего времени мукомольное производство в стране фактически сосредоточено в одних руках – известного добельского предприятия.

К нему перешли элеваторы не только в Латвии, но и крупнейшее зерноперерабатывающее предприятие в Литве, владеющее мощностями и в Эстонии. И если раньше хлебопеки могли «сыграть на цене у соседей»: купить муку, скажем, в Литве по другой цене, то теперь дудки – монополия. Фактически все в Балтии в одних руках.

Кстати, владельцы этого гигантского латвийского монополиста – эстонцы. Министр экономики ЛР Янис Витенбергс заявил, что он «высоко ценит амбиции латвийского предприятия, которое укрепило свои позиции в Литве, чтобы стать ведущим переработчиком зерна в Балтийском регионе». А как же с конкуренцией? Ведь она тоже влияет на цены, в том числе – на хлебобулочную продукцию. Или латвийские управленцы об этом не слышали?

К слову, латвийские фермеры на вопрос вашего автора, изменилось ли что–то в Министерстве земледелия за последние годы — после того как его возглавил министр Национального объединения, услышал: «Конечно! Сразу всюду понаставил своих партийных людей: от секретарей до руководителей отделов. Ну и своих фермеров, понятное дело, лоббирует...»

А для остальных – все то же. Впрочем, где в Латвии по–другому?

Голодными не останемся?

Дефицит продуктов в результате покупательской паники нам не грозит, — заявил президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич

При этом на фоне стремительно растущих цен меняются и покупательские привычки — люди, ранее позволявшие себе «дорогой» сегмент, переходят на «средний» — такую тенденцию специалисты замечают в последнее время.

По словам г–на Данусевича, перемещение покупателей в «средний» сегмент выгодно для торгующего преимущественно в нем местного производителя.

Данусевич считает, что исчезновение того или иного товара — это результат неоправданного ажиотажа среди покупателей и неподготовленности торговцев: предугадать народную популярность, например, той же соды было невозможно. Торговцы не запаслись, а чтобы восстановить запасы, необходимо время и решение логистических проблем — особенно сложных сейчас, во время войны на Украине.

При этом повсеместного банкротства латвийских компаний не прогнозируется — вопрос лишь в умении эффективно приспособиться к нынешним условиям и конкурировать с литовцами и эстонцами, отметил Данусевич: «Мы должны решить, на чем специализироваться. К сожалению, есть продуктовые группы, где мы проигрываем, — например, свежее молоко».

Цены на сырье в отрасли переработки молока за год выросли на 44%, что пока совершенно не отражается на конечной цене, которую потребитель видит на полке в магазине, — заявил ранее руководитель Центрального союза производителей молочной продукции Янис Шолкс. Сейчас идут поиски решения, как спасти отрасль. В противном случае пережить кризис смогут лишь крупные предприятия...

Комментировать 19