Gorod ON AIR: закон о виде на жительство (ВНЖ) в Латвии 63

В первом выпуске программы Gorod ON AIR этого года мы решили обсудить одну из главных тем ушедшего 2022 года - закон о виде на жительство (ВНЖ) в Латвии. Гостями эфира стали Ольга Петкевич, журналист и общественный деятель из Даугавпилса, которая на портале manabalss.lv подала петицию об отмене этого закона, а также бывший депутат Сейма Латвии Регина Лочмеле.

О петиции на manabalss.lv

Ольга Петкевич: «Петиция очень быстро собрала 10 тысяч подписей. Когда я подала инициативу, под ней было 12 290 подписей — всегда лучше набирать подписи «с запасом», потому как голоса неграждан всегда отсеивают.

После того, как инициатива была подана в Сейм, люди перестали ее подписывать. Но я уверена, что если была бы необходимость, то подписались бы и 30, и 50 тысяч человек. Эта тема очень актуальна — как для самих людей, попавших под действие нового закона, так и для их родных и близких. Много людей просто сопереживают проблеме и поддерживают инициативу. Мне писали, звонили люди, благодарили, многие плакали навзрыд, это было очень трогательно. Это ценно, что мне удалось выразить боль большого количества человек.

Я живу в этой стране, общаюсь с людьми и понимаю, что даже чисто технически PMLP и Центр госязыка не справятся с таким наплывом клиентов. Мы видели, как этой весной PMLP захлебывалось, когда люди элементарно хотели продлить паспорт и eID карту. О каких 20 тысячах дополнительных клиентов в разрезе 3-5 месяцев может идти речь?

Идеологически это очень странно — я читала аннотацию к поправкам закона, где гражданам Белоруссии почему-то было выделено больше привилегий, и написано, что мы должны их поддержать, потому что они страдают от режима Лукашенко и репрессий. Почему же граждан России и русскоязычных априори приравнивают к каким-то врагам и электорату Путина, я не понимаю».

О принятии поправок в Сейме

Регина Лочмеле: «Это была волна поправок к законам, которые фактически вводили внутренние санкции для граждан РФ. Если были пакеты международных санкций, которые касались непосредственно России и ее капиталов, то Сейм, в последний свой месяц работы, чаще всего — по инициативе Национального объединения, занимался организацией волны внутренних санкций. Суть этих законов — поделить жителей Латвии на лояльных и нелояльных, а также показать каждому свое место.

Я на 99% уверена, что петиция будет отклонена и Ольге придется участвовать в заседании Комиссии по мандатам и этике, которая является первой инстанцией, которую проходят все петиции. На моей памяти, за последние 4 года дальше проходили исключительно те петиции, которые совпадали с политическими линиями хотя бы одной партии, входящей в правящую коалицию».

О плохом сценарии развития событий

Регина Лочмеле: «Я думаю, что ни одна петиция не будет принята, пока не закончится война в Украине. Более того, при ужесточении мировой обстановки, ужесточится и ситуация для граждан РФ в Латвии. Особенно это касается тех, кто имеет непостоянный ВНЖ в Латвии.

Поэтому, прошу вас, не поддавайтесь на уговоры что-то не сдавать и не получать постоянный ВНЖ — наоборот, лучше получить его как можно скорее. При ухудшении ситуации вы будете первыми, на ком будут отыгрываться. Пытайтесь сдавать экзамены, тогда у вас хотя бы будет на руках документ о том, что вы проявили добрую волю и пробовали сдавать государственный язык. Пишите письма, жалобы в Сейм, сделайте так, чтобы они разгребали свою почту каждый день.

Я нахожусь в постоянном контакте с руководителем PMLP и хочу попросить всех: пожалуйста, не срывайтесь на работников PMLP, которые работают за совсем небольшие зарплаты и на которых это свалилось точно также, как снег на голову».

Доводы «за» отмену поправок

Ольга Петкевич: «Основной довод — это идеологически-исторический аспект. Конечно, выступать в Сейме со своей инициативой я буду на латышском языке. Но в русском языке есть хорошее слово «латвийцы». И я хочу, чтобы депутаты Сейма поняли, что есть жители Латвии, и это не обязательно латыши. И вообще, не обязательно делить жителей Латвии по национальному признаку.

Даугавпилс — это мой дом, это город для многих хороших людей, лояльных к государству, которые совершенно не заслужили того, чтобы их принуждали к сдаче экзамена.

Люди боятся, что им вручат предписание о необходимости покинуть страну. Они отдали этой стране очень много лет своей жизни, жили по ее законам, ее правилам. И сейчас не понимают, почему их собираются выгонять. Конечно, сидят, обложившись учебниками, но если это люди предпенсионного или пенсионного возраста, то память уже не та, сложно выучить другой язык».

Комментировать 63