А. Элксниньш истцам по ВНЖ: «Я не верю в вашу депортацию» 94

Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш встретился с даугавпилчанками Анной Сорокиной, Татьяной Вилькель и Мирославой Павлюканец, от имени которых был подан и принят к рассмотрению в Конституционном суде первый иск о новом порядке выдачи ВНЖ жителям Латвии с российскими паспортами.

Принятые в сентябре 2022 года поправки к Иммиграционному закону предполагают, что, если до 1 сентября 2023 года бывшие неграждане Латвии, принявшие гражданство РФ, не предъявят удостоверение о сдаче экзамена по латышскому на категорию не ниже А2, то им могут выдать предписание о необходимости в указанный срок покинуть страну.

Андрей Элксниньш, который вместе с Елизаветой Кривцовой способствовал разработке и подаче в суд этого иска, при личной встрече поблагодарил даугавпилчанок за смелость и доверие. Анна, Татьяна и Мирослава, в свою очередь, тоже высказали благодарность и поделились своими историями, каждая из которых доказывает, что Латвия – это единственный и самый любимый дом этих и тысяч других людей, которые сегодня переживают из-за угрозы принудительного выселения из страны.

«Я не верю в вашу депортацию! – Решительно заявил Андрей Элксниньш. – И дело даже не в ВНЖ и латышском языке. Европейский суд по правам человека очень жестко и оперативно решает вопросы о потенциальном разъединении семьи, которое считает недопустимым. В течение всего 24 часов ЕСПЧ принимает решение о приостановлении предписания о депортации, если человек обращается к ним с соответствующим заявлением».

Все три женщины поддерживали восстановление независимости Латвии в 1991 году, так как надеялись получить гражданство.

«Но в итоге мы стали людьми второго сорта…» - говорит Анна Соколова, переехавшая в Даугавпилс из Беларуси сразу после окончания восьми классов школы.

Мирославу Павлюканец родители привезли в Даугавпилс маленькой девочкой, которая пошла в первый класс в школу на Форштадте. Живет в этом городе всю жизнь, считает его своим.

«В 2013 году взяла гражданство России. Меня всегда коробило от этого статуса негражданина. Да и брат с сестрой жили в Беларуси, хотелось их навещать почаще. С российским паспортом это было гораздо проще и дешевле. И здоровья уже не было. Латвийской пенсии было еще долго ждать, а до нее я стала получать российскую», - рассказывает она о своей жизни.

Татьяна Вилькель признается, что в какой-то момент она устала «жить в статусе «никто»», и решила поменять паспорт негражданки Латвии на российский. Она родилась в Латвии, но ее родители приехали сюда в 1944 году. Как известно, гражданство Латвии после 1991 года получили лишь те, кто жил на территории страны в 1940 году.

У всех этих женщин есть удостоверения о знаниях латышского языка старого образца, которые теперь сочли негодными для получения новых ВНЖ. Теперь они пытаются выучить латышский заново: Татьяна и Анна ходят на курсы, Мирослава использует пособия, которые ей дала дочь. Но в отношении экзамена они все настроены скептично: с недавнего времени, чтобы сдать на категорию, нужно выполнить все части экзамена не менее чем на 60%.

Комментировать 94