Ненормально высокие цены на продукты: кто виноват и что делать? 25

В четверг представители сельского хозяйства, производства, больших и малых торговых сетей обсудили проблему, которая все чаще и чаще звучит в обществе: что происходит с ценами на продукты? Почему есть целые группы товаров, которые в Латвии производятся в большом объеме, но их не найти на полках магазинов? Кто виноват в высоких ценах, что делать и как можно исправить ситуацию? На эти вопросы постарались ответить в дискуссии агентства LETA.

Если взглянуть на данные Центральные Статистического управления, то за минувший год инфляция уменьшилась на 10%, но общее снижение цен практически не повлияло на стоимость продуктов на полках в магазинах. В этом сегменте наблюдается стабильный рост и за год продукты подорожали еще на 14%.

В результате сравнение цен как в Латвии так и за рубежом стало практически национальным видом спорта. Заинтересовался стоимостью продуктов и Национальный совет по конкуренции, который взялся проверить в чем причина такой разницы, свои выводы он обещает предоставить в ноябре.

- Латвия, как и весь мир, в середине прошлого года оказалась в шоковой ситуации из-за войны в Украине. Были нарушены цепочки поставок и цены начали стремительно расти, пик пришелся на конец прошлого года, - рассказывает Ингуна Гулбе, глава экономического отдела Латвийского сельскохозяйственного института. Она подчеркивает, что эти процессы проходили повсюду, не только в нашей стране.

- Производитель получает примерно 25% от стоимости упаковки молока, которую вы видите на полках в магазинах, - утверждает Гунтис Гутманис, председатель правления Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций. Для сравнения, в Германии и Польше доля производителя составляет около 60%. - В итоге полученная сумма у производителя меньше трети от конечной стоимости продукта.

- Есть три цены - это себестоимость, цена реализации продукта от производителя и цены на полках в магазинах. И очевидно, что производители продуктов не диктуют конечную стоимость, ее определяют только сети магазинов, - утверждает Янис Гайгалс, представитель ассоциации птицеводов Латвии. Конечно, себестоимость тоже оказывает влияние, но предприятия смогли оптимизировать производства и стабилизировать ситуацию. Например, наблюдается тенденция, что цена реализации на яйца понемногу снижается, а стоимость мяса курицы уже несколько месяцев держится на одном уровне.

Ранее председатель правления АО "Dobeles dzirnavnieks" Кристап Амсилс сообщил агентству LETA, что торговые сети склонны манипулировать наценками. О том, что ненормально устанавливать 300% наценку на продукты питания заявил и Министр земледелия Дидзис Шмитс: "Меня не тревожит если стоит наценка 300% на сыр камамбер или шампанское, но если она накладывается на крупу и товары местного производства, которые являются основными для многих людей в Латвии, то это ненормальная и непатриотичная политика".

- Это сильное преувеличение, - заявил представитель крупных торговых сетей Норис Крузитис, исполнительный директор ассоциации торговцев продуктами. По его мнению, на ситуацию необходимо смотреть шире. - Практически, около 75-80% торговец платит за сам товар, реально остается около 20-25%, из которых еще 10% идет только на зарплаты, из оставшихся 15% необходимо покрыть остальные расходы - электроэнергию, аренду помещения, услуги и многое другое. По общедоступным данным, у крупных торговых сетей прибыль с одного товара составляет около 3%.

Однако производители и торговцы не единственные, кто влияет на цены, которые мы видим в магазинах. Есть еще и государство - с каждой проданной пачки молока оно забирает себе 21% в виде налога на добавленную стоимость (НДС).

Ингуна Гулбе отметила, что, хотя было несколько аргументов в пользу сохранения ставки НДС на нынешнем уровне, причина только одна - этот налог легче собирать. Она подчеркнула, что введение пониженной ставки НДС на овощи и фрукты уже показало, что налоговые поступления в бюджет не уменьшаются, а количество рабочих мест и заработная плата в отрасли увеличиваются.

В Норис Крузитис подчеркнул, что правительству уже несколько раз предлагали пересмотреть ставку НДС на продукты питания, но если правительство считает, что этот налог легко собирать, то возразить на это уже нечего.

Гунтис Гутманис и Янис Гайгалс напомнили, что перед выборами за снижения ставки НДС в своих предвыборных обещаниях высказывались практически все партии, кроме «Новое единство». Однако после выборов в Сейм этот вопрос "завис в воздухе". В качестве аргументов «против» снижения упоминается тот факт, что магазины заработают больше, а потребитель от этого не выиграет, однако торговцы готовы подписаться под соглашением, что не будут повышать цены за счет сниженной ставки НДС.

При этом нужно отметить, что по всей «Старой Европе» уже давно действует пониженная ставка НДС на продукты питания. В таких условиях, конечно, местным производителям сложно конкурировать с товарами из-за границы, которые фактически получаются на 21% дешевле. Как известно, спрос формирует покупатель, а он стремится купить дешевле, вот и получается, что латвийские товары днем с огнем не сыщешь на полках магазинов. 

Комментировать 25