Этот город спасут… инвалиды 4

31 октября в Даугавпилсе завершилась реализация проекта “Интеграция людей с умственными нарушениями на рынок труда”, финансирование которого осуществлялось из Социального европейского фонда. В этот день Р.Строде вручила 11-ти участникам проекта свидетельства об освоении ими новых специальностей, а вместе с ними дала надежду молодым людям на лучшее будущее. “Динабург Вестник” уже писал о том, что в течение года 12 инвалидов на двух предприятиях города — Daugavpils drukerai и ПЖКХ — осваивали новые специальности. В силу обстоятельств до финиша дошли 11 человек. Окрыленный пламенными речами авторов проекта и главы муниципалитета “Динабург Вестник” решил обратиться непосредственно к руководителю одного из предприятий, на котором инвалиды проходили обучение. Но после беседы с председателем правления Daugavpils drukerai Петерисом Дзалбе радужная перспектива трудоустройства участников проекта улетучилась в заоблачные дали. Как оказалось, окончание проекта вовсе еще не значит начало новой жизни его участников, большая часть из которых сейчас стоит на бирже.

— Если честно, то меня удивляет с какой помпой мэрия объявила о трудоустройстве ребят на наше предприятие, — рассказывает П.Дзалбе. — Но это не соответствует действительности. С нами об этом авторы проекта не говорили, и мы о пополнении в своем коллективе узнали через СМИ. Абсурд. В случае, если эти парни так и останутся не у дел, то Daugavpils drukerai примет троих из них в свой коллектив. Несомненно, у них есть потенциал, они готовы работать и выполнять поставленные перед ними задачи.

— Значит вы считаете, что этот проект своей цели так и не достиг?

— Смотря, что называть целью. Если две минуты на ТВ — это достижение… Сама идея неплохая, но сам по себе проект был очень “сырым”. Поскольку не был учтен ряд немаловажных нюансов, положительного результата мы так и не дождались. Замечу, что Daugavpils drukerai было единственным частным предприятием, которое согласилось помочь городу в реализации проекта. Не скрою, нас отговаривали и предупреждали. Говорили о том, что столкнемся с очень многими проблемами. “Вы даже не представляете, во что вы ввязались”, — говорили нам бизнесмены и друзья. Но наше предприятие на свой риск и страх все-таки решило помочь людям интегрироваться в общество через трудовую практику. Этой категории населения тоже нужна работа. К сожалению, сегодня работодатели не хотят брать на работу этих людей, ибо такого работника сначала нужно обучить и только потом использовать полученные им знания в производственном процессе. Мы же пошли на этот шаг осознанно. — С какими проблемами вы столкнулись? — В большей степени проблемы возникали из-за особого состояния наших подопечных. Неуравновешенность и нервные срывы были характерны для некоторых из них. И это понятно. Ведь в какой-то мере для участников проекта пребывание на предприятии можно сравнить с шокотерапией. Казалось бы, в такие моменты рядом с ними должен находиться психолог. Если я скажу, что его не было, то обману вас. Психолог принимал участие в проекте. Однако его помощь была не столь ощутимой, как этого хотелось. Сегодня психолог “широкого” профиля абсолютно не имеет представления о производственных проблемах и эргономике рабочего места. Слава Богу, что все наши сотрудники, которые были приставлены к своим ученикам, являются опытными работниками. Они пытались сгладить конфликтные ситуации. Правда, не всегда у них это получалось. И вот здесь помощь психолога была бы как раз кстати. Однако…

Вторая проблема — это недостаточно качественная продукция. Вполне естественно, что при выполнении заказа учениками-практикантами избежать невозможно, а в проекте подобные моменты не учитываются. Вот и приходилось все издержки производства, связанные с выпуском некачественной продукции учениками, оплачивать предприятию. Примечателен один факт. Когда эту продукцию мы принесли в Думу, сказав при этом, что это работа практикантов — инвалидов, нам ответили, что мы хотим получить качественный товар, поскольку являемся лицом города. Извините, но мы тоже дорожим своей репутацией. В конечном итоге, с сотрудниками самоуправления к консенсусу мы так и не пришли. Это и понятно. Наш муниципалитет скорее разместит свои заказы где-нибудь в Литве, Риге и в других местах, нежели у нас. Зато наша продукция нашла своего потребителя в Эстонии, Белоруссии и Туркменистане. Возникает только один вопрос: “Так кто же из нас поддерживает инвалидов и всячески стремится им помочь?”

Следующая проблема — это материальная база проекта. Согласно его условиям, государство оплачивало зарплату ученикам (90 латов) и их преподавателям (180 латов). Кроме этого, из европейского фонда на создание одного рабочего места было выделено по 150 латов. Но что это есть. При нашей работе — это мизер. К вашему сведению, комплектация одного рабочего места составляет 10 тысяч латов и более. А вот выплаты компенсации за амортизацию техники не предусмотрено. Ничего не сказано и о тех людях, которые косвенно, но включены в проект. В частности, это бухгалтер предприятия, на которого давят авторы проекта и требуют привести в порядок документацию, но при этом за проделанную им работу ничего не платят. Естественно, человек остается недовольным и идет к своему руководителю с просьбой увеличить зарплату за проделанную им, заметьте, дополнительную работу. Такого быть не должно.

— Как вы считаете, несмотря на все указанные вами недостатки, есть ли будущее у таких проектов? — Несомненно. Сегодня очень многие говорят о том, что в Даугавпилсе не хватает высококвалифицированной рабочей силы. Полностью с этими людьми согласен. Лично я, вообще, считаю, что этот город спасут инвалиды. Почему? Просто данная категория людей не мобильна, их можно обучить, они не избалованы жизнью, и поэтому трудятся с полной отдачей. В отличие от большинства нашей молодежи, которая связывает свое будущее с Англией, Ирландией или же другой страной, инвалиды прекрасно понимают, что этот путь не для них. Поэтому Daugavpils drukerai не намерен ставить точку в процессе интеграции инвалидов в общество. Я уверен, что наше предприятие воспитает еще много учеников. И в этом случае не нужно будет идти на поводу у Думы и оставаться той черной лошадкой, которая будет пиарить кого угодно. Хочется пожелать Думе более вдумчиво подходить к реализации подобных проектов. А отчет о проделанной работе должен быть более компетентным — но никак не в стиле советских времен.

Председатель аула на отчетном собрании захотел высказаться о достижениях по-русски: “Прошлым годом нашим колхозам задом давал, а нынешним годом передом дают… нашим колхозам должен быть дружным; мышкин-кошкин голова сидит, он его не трогает.”

Комментировать 4