Когда на двух женщин – две руки 32

К ампутации правых рук у 49-летней Ольги, работницы прачечной, и 23-летней Валентины, воспитательницы детсада, – матери и дочери – привел 30 октября прошлого года несчастный случай в прачечной детского сада N5.

Расследование этого уголовного дела близится к концу. Обвинение будет предъявлено по статье 146-й части второй – нарушение правил охраны труда. Скорее всего, на скамью подсудимых сядет заведующая детсадом, которой грозит лишение свободы на срок до восьми лет. Это наказание ответственному лицу за нарушение правил охраны труда, повлекших тяжкие телесные повреждения женщин. Как им живется теперь, что думают по поводу случившегося, кого винят?

Прийти на помощь, нарушив правила

–Хочу, чтобы стало известно заключение рижских специалистов Трудовой инспекции, – заявила Ольга, которая стала первой жертвой сушильного барабана, куда попала ее правая рука. – Никаких мер защиты – ни электронных, ни механических – не было на оборудовании, выпущенном двадцать лет назад. Его часто ремонтировали. За все годы не было ни одного случая, когда бы представитель Трудовой инспекции проверил оборудование прачечной и сушильно-гладильного агрегата: ограничивались тем, что смотрели документы. Уверена, что наша заведующая, на которую я зла не держу, не могла оценить, в силу своего образования, насколько опасна гладилка. Специалист по технике безопасности Управления образования – вроде, есть такой, как теперь выясняется – знала, что нужно было установить заградительную рамку у катка. Это чтобы создать зону защиты, и чуть что – отключать механизм.

Риск искалечиться был всегда, но за восемнадцать лет работы меня Бог миловал. А в тот день устала, белье шло все больше синтетическое, горячий барабан для его глажки малопригоден.

И далее Ольга рассказывает, что если бы не пришедщая к тому времени дочь Валентина, бросившаяся на помощь и сама искалечившаяся, неизвестно, осталась бы Ольга жива или нет.

–И если кто-то утверждает, исходя из общих правил, что Валентине, как и всем посторонним, вход в прачечную воспрещен, – говорит Ольга, – то представители Трудовой инспекции из Риги пришли к однозначному выводу: в данном случае, когда потребовалось оказание экстренной помощи, дочь ничего не нарушила. Как и я, которую должны были проинструктировать, что делать в подобном случае.

Протезы вернут к профессии

Отдадим должное самоотверженному поступку молодой женщины, которая готовилась стать матерью и через три месяца после постоянных забот о себе со стороны врачей и психологов благополучно родила мальчика. Окруженная заботой мужа и родственников, приспосабливаясь к новой жизни, женщина надеялась на понимание чиновников. Но не тут-то было. Они даже не стали рассматривать вопрос о биоэлектрическом протезе, который можно заказать у представителей немецкой фирмы в Риге и который восстанавливает трудоспособность до 80%. Стоит такой протез 14 тысяч латов для Валентины, а для Ольги еще больше – 19 тысяч латов.

Разве смогут они сделать заказ за свои деньги? Инвалидам второй группы с пенсиями 167 латов у Валентины, вынужденной прервать работу воспитательницы в том же пятом детсаде, и Ольге со 107 латами это не по карману. Министерство образования не такое щедрое, чтобы страховать своих работников. У потерпевших страховки не было. Валентине как члену профсоюза выплатили из фонда 750 латов. После визита к мэру Рите Строде социальное управление выделило каждой по 150 латов. По случаю несчастья на работе Ольге начислили 300 латов разового пособия, Ольге – 124. Еще по 30 латов дал детсад. Пустили шапку по кругу работники детсадов. Кое-что перечислили горожане на счет Валентины в банке. Но этого мало, чтобы заказывать протезы. Сами обращаться в Минобразования потерпевшие не решились, никто другой им это не посоветовал. Там, наверняка, есть резервные деньги, иначе не поехали бы два чиновника в Канаду на чемпионат мира по хоккею.

Министерство благосостояния, которое имеет подведомственное производство протезов, не согласилось даже на внеочередное исполнение заказанного для Валентины косметического протеза. Она, в отличие от Ольги, не может переносить участливые взгляды прохожих на ее пустой рукав, когда везет маленького Жана на коляске. Пришлось заплатить 1200 латов, чтобы сделали простенький протез.

–Приспосабливаться к жизни по-новому очень сложно, – говорит Ольга. – Обеих мучают фантомные боли, руки нет, а она болит. Особенно по ночам становится нестерпимо. Спасает близкое окружение, спасибо товарищам по работе – вместе отметили мое пятидесятилетие.

Помня, что руководство Управления образования говорило журналисту о том, что ни мать, ни дочь не идут на контакт, услышал от Ольги:

–Ходила в Управление подписывать справку, секретарь взяла, отнесла к директору и вернулась с ее подписью. Я думала, что, увидев мою фамилию, меня позовут, скажут слова сочувствия. Но не случилось. А так мы всегда рады любой помощи, любой поддержке. Огромное спасибо тем, кто увидел в вашей газете счет Валентины и поделился с ней деньгами.

Надеясь на отзывчивость горожан, напоминаем, что каждый перечисленный вами сантим поможет молодой женщине вернуться к привычной жизни, если она сможет приобрести биопротез.

Реквизит счета: Valentina Sabantovica 030583-10217 LV 78PARX0007880954000 Parex Banka.

Комментировать 32