Айварс Бирулис: «Кто делает работу над ошибками вместо власти?» 86

Почему-то казалось, что Айвар Бирулис — из нынешней "золотой молодежи". И вдруг в его биографических данных встречаю такой факт: закончил вечернюю школу, учился в колледже, стал магистром, учился в докторантуре. Уж не хулиганил ли в отрочестве, так что из школы выгнали?

Все гораздо проще, — смеется Айварс. — Нас с братом воспитали мама и бабушка. Чтобы вырастить детей, мама трудилась на двух работах. Я поступил в Ригу в колледж, учился на программиста. Чтобы быстрее получить среднее образование, экстерном сдал экзамен за 12 класс в вечерней школе, раньше всех своих сверстников, в 16 лет. Учился, работал. Получил специальность юриста. Потом магистра экономики, почувствовал, что этого мало, и поступил в Латвийский сельскохозяйственный университет в докторантуру. В 22 года я начал преподавать в вузе.

Предприниматель и кандидат в депутаты от объединения “Центр Согласия”  Айвар Бирулис считает, что правительство должно взять на себя часть ответственности за кредитную ситуацию в Латвии. С какой стати власть должна помогать людям, которые неосмотрительно купили машину, квартиру и влезли в долги?

— Я знаю уже немало примеров того, как за долги забирают машину, и другое имущество. А пару лет назад было множество людей, которые работали, допустим, на стройке, получали по 600-800 латов и брали в лизинг нескромные квартиры и малолитражку, а автомобили представительского класса, трехкомнатную квартиру с евроремонтом и так далее. При этом рассуждали примерно так: “Я получаю в два раза больше, чем раньше, так что через год зарплата вырастет еще, и я без труда погашу обязательства”. И вот я задаю простой вопрос: работник может и не знать, какие процессы происходят в экономике, что будет через год? Но ведь в банках есть аналитики, получающие зарплату? И не меньше зарабатывают многочисленные референты, советники и прочие специалисты в министерствах! О перегреве экономики знали давно. Почему не приняли никаких мер, если видели, что страна потребляет гораздо больше, чем производит?

— А что можно было сделать?

— Да даже простые меры со стороны государства помогли бы стабилизировать ситуацию. Считаю, что надо было ввести налог на получение кредитов и на приобретение второй недвижимости. Квартиру для себя — по одной цене, а вторую, для перепродажи, — с налогом. Это бы сбалансировало рынок и пополнило казну. Еще одна мера — при каждой крупной покупке предъявлять декларацию о доходах. Тогда было бы невозможно брать кредит раз за разом, не имея шансов расплатиться. Следующий шаг — повышенный налог на машины с мотором больше 2,2, а то у нас получилась парадоксальная картина. В любой европейской стране видишь, в основном, малолитражные автомобили, а в Латвии при наших зарплатах — сплошь джипы.

— Согласитесь, что и сам человек должен отвечать за свои решения и поступки.

— Безусловно. И он отвечает. Чтобы погасить кредиты, многие не платят за коммунальные услуги. Долги растут не только в Даугавпилсе. В Риге долг за тепло жителей вырос по сравнению с предыдущим годом на 66 процентов, и составил 10 миллионов латов. Многие оказались в беде. Но как ответил за свои просчеты тот референт или аналитик, то министерство, которое загнало страну в глубочайший кризис? Многие решения правительством приняты с опозданием на несколько лет. Мне кажется, что во власти не хватает людей с хорошим образованием, которых научили анализировать ситуацию и находить верное решение. У нас все больше популисты, которые выезжают на простых лозунгах, разжигающие межнациональные конфликты и экономически необоснованные призывы.

— Но можно ли выбраться из этой ямы на уровне самоуправления?

— Знаете, я начну с примера, который вроде бы не относится к делу. После приватизации земли в Латвии у многих озер появились шлагбаумы, преграждающие путь на частную территорию. А литовцы дружно начали развивать туризм, и вместо шлагбаума поставили табличку “Добро пожаловать” и стали зарабатывать на отдыхе. Если каждый закроется и в одиночку попробует преодолеть кризис, получится это далеко не у всех. Наш город мог бы послужить примером того, как можно объединить силы общественности, предпринимателей, самоуправления для того, чтобы сделать город привлекательным для инвесторов. Первое — создать базу данных, в которой должны быть все свободные территории, склады, все объекты недвижимости, которые можно приобрести. Понятно, что без предпринимателей это сделать сложно. Со стороны самоуправления — льготы для инвесторов, создающих производство. Со стороны общественности — идеи для проведения выставок, ярмарок, конференций, спортивные турниры, чтобы как можно больше людей приезжали к нам и сотрудничали с нами. Все это вместе и называется благоприятной для инвестиций средой. Хватит ругать свой город и жаловаться на жизнь. Надо все время идти вперед. В этом я убедился на собственном опыте.

Комментировать 86