Конец грамоте!

Президент ЛР Валдис Затлерс публично утверждал, что единственный и неисчерпаемый ресурс Латвии, на котором должно основываться развитие государства, — интеллект народа. Хорошие и правильные слова, но, как это зачастую у нас бывает, правящие говорят одно, думают другое, а делают третье. Кризис кризисом, но ведь и ежу понятно, что без развития образования и науки, как и без развития промышленности и сельского хозяйства, выход Латвии из кризиса невозможен.

Думает ли наше правительство о развитии образования, детях, учителях? Сокращение бюджета образования и науки в 2009 году ужасает — приблизительно 100 000 000 латов! Предусмотренное финансирование оплаты труда дошкольных педагогов сокращено на 22 900 000 латов; планируемое финансирование заработка учителей общеобразовательных школ уменьшено на 24 200 000 латов (планируемое повышение зарплаты с 1 сентября на 70 латов — 15 миллионов, доплата за качество — 9,2 миллиона). Фонд оплаты труда педагогов системы профтехобразования снижен на 15 процентов. И в ДДУ, и в школах, и в ПТУ все расходы снижены еще на 10 процентов якобы для создания резервного фонда отрасли.

Мы с полной ответственностью заявляем, что существующее положение с финансированием угрожает самому существованию системы образования и науки Латвии. Столь драматичного сокращения финансирования образования, даже в условиях всеобщего кризиса, не произошло ни в одном государстве Евросоюза. Опять мы по своему головотяпству и безответственности впереди планеты всей. Именно такая близорукая политика парализует конкурентоспособность Латвии в окружающем мире на многие десятки лет.

В правительственном закулисье зреют планы сократить финансирование образования еще на 46 200 000 латов. Этого допустить нельзя. Нельзя сокращать зарплаты учителям. Нельзя закрывать сельские школы с малой наполняемостью учащимися; ведь никто не подсчитал, сколько детей останется за порогом школы, сколько средств уйдет на ремонт автобусов, зарплату водителей, горюче–смазочные материалы; сколько — на отопление и охрану пустующих зданий. Может, потеряем больше, чем найдем?

Что нужно? Во–первых, изменить систему управления. Сегодня МОН якобы разрабатывает политику образования, а многочисленные агентства якобы ее внедряют. И первую, и вторую функцию должен осуществлять МОН. Только на этом можно сэкономить сотни тысяч латов, и, смеем вас заверить, качество образования наших детей и внуков от этого нововведения ни в коем разе не ухудшится.

Во–вторых, нужно тщательнее продумать модель финансирования “деньги следуют за учеником”. Говорят об этом десятилетиями, а воз и ныне там. В–третьих, зарплату дошкольным педагогам необходимо платить из бюджета государства. Ни в коем разе нельзя их переводить ни в какие няни. Все они за свой счет получили высшее педагогическое образование…

В–четвертых, стратегия образования должна обеспечить соответствующие качественные знания каждому ребенку — специальная школа, общеобразовательная школа, профтехучилище — и как можно ближе к постоянному месту жительства детей.

В–пятых, необходимо повышать конкурентоспособность вузов Латвии; поощрять сотрудничество высших учебных заведений, науки и предпринимателей. Разрешить и в госуниверситетах преподавать на русском языке, что привлечет студентов из стран СНГ, а также их деньги. В–шестых, эффективно использовать средства еврофондов именно на образование и науку, а не на евроремонты, еврокомандировки и еврозарплаты чиновникам.

Мы предупреждаем, что если президент, премьер, министр образования, депутаты правящих партий не выполнят вышеизложенную программу–минимум, то Латвия останется без будущего.

Яков ПЛИНЕР, Валерий БУХВАВЛОВ, доктора педагогических наук.

Комментировать