«Зараженные» плесенью 63

Жители домов с новыми теплоузлами регулярно звонят в редакцию газеты "СейЧас" с жалобами: дома холодно, горячая вода стала еле теплой, а на стенах квартиры появилась плесень! Все эти беды горожане связывают с установкой автоматизированных теплоузлов.

Каждый раз после таких звонков в редакцию мы задаемся вопросом: на самом ли деле установка автоматики в квартирах стала катализатором и даже причиной этих проблем или это чистой воды совпадение, что с установкой нового теплового узла трубы безнадежно заросли, стены стали пропускать тепло, как сквозь сито, а в квартирах повысился уровень влажности?

Очередной звонок от отчаявшихся читателей заставил нас обратиться к более углубленному изучению этого вопроса и поиску разных точек зрения.

ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ, КАК РАНЬШЕ!

76-летняя пенсионерка Вероника живет со своим 80-летним мужем на пятом этаже “хрущевки” по ул. Ятниеку, 80а. У них угловая квартира. Раньше было тепло и уютно. Пенсионеры сделали косметический ремонт, и стало совсем комфортно. Но в прошлом сезоне в доме установили автоматизированный теплоузел по городской программе. Теперь оба термометра в этой квартире (в комнате и на кухне) редко показывают температуру выше +18оС. А на днях было и вовсе +16,5оС! Кроме того, в квартире жуткая влажность. Когда фотограф газеты “СейЧас” Юрий Дунайский зашел к замерзающим пенсионерам, объектив его фотокамеры тут же запотел, словно на сильном морозе. А фотографировать он пришел плесень, которая поразила угол комнаты квартиры пожилых супругов.

“У нас одна надежда на вашу газету! Уже и не знаем, что делать! Стена вся влажная, и плесень эта все больше и больше. За что нам такое? Мы всю жизнь платили за отопление до копейки, долгов у нас никогда не было. А теперь нам вот такую “экономию” подарили! Мы готовы были и дальше платить, как платили, лишь бы дома было тепло и уютно, а не в холоде и с плесенью жить. Мы вызывали мастеров из домоуправления, а они приходят со своим термометром. Ставят его на стол, и он показывает +20оС! Ну как же у меня может быть +20, если у меня оба термометра на стене выше +18 с начала отопительного сезона не показывают? Я им говорю: вы свой прибор к стене приложите, а они говорят нет, это, мол, неправильно. Мерят температуру на столе, составляют акт, что все в порядке, и уходят. Поднимать температуру отказываются. А нам-то как жить в таких условиях?!" – со слезами на глазах рассказывала нам о своих бедах пожилая женщина.

Мы обратились в домоуправление №2, где нам подтвердили, что повышать температуру в доме не видят смысла. Через пару недель обещали прочистить вентиляцию в доме, а бороться с плесенью предложили пенсионерам самостоятельно: сорвать свежепоклеенные обои и обрабатывать стену специальным раствором против плесени, который можно купить в строительном магазине за свои, естественно, деньги.

За свои же деньги жители других домов, где после установки теплоузла из крана горячей воды стала литься холодная, могут переложить все трубы в доме. Но со старым теплоузлом вода почему-то была горячей!

К руководителю ПЖКХ Вячеславу Ширякову мы обратились с конкретным вопросом: может ли он на сегодняшний день признать, что именно установка новых теплоузлов стала причиной многих проблем в городских домах? Ведь во многих случаях (судя по числу звонков в редакцию) люди стали меньше платить за отопление, но приобрели вынужденные непредвиденные траты на перекладку труб, борьбу с плесенью и лекарства от простуды. Руководитель ПЖКХ ответил нет, добавив, что названные нами случаи являются единичными, а дома старые, от этого и проблемы.

Тогда тот же вопрос мы адресовали читателю нашей газеты, инженеру-строителю со специализацией теплоэнергоснабжение и вентиляция, всю сознательную жизнь проработавшему в этой сфере, Александру Дорошкевичу. Так вот, у него совершенно противоположная точка зрения на эти вопросы.

“НИКАКОЙ ТАМ ЭКОНОМИИ!”

О беде пенсионеров из дома на ул. Ятниеку, 80 а, мнение Александра Дорошкевича таково: оптимальная температура воздуха в квартире зимой должна быть +19-21оС, что подтверждают имеющиеся у него справочники. А +17оС, которые отстаивает как допустимый минимум ПЖКХ, недопустимы из-за точки росы. Что это такое? Александр Дорошкевич объясняет очень доступно: “Температура воздуха в квартире снижается ближе к стене, которая является в доме торцевой. А температура воздуха на улице, проникая через эту стену снаружи, наоборот, повышается. Если эти две температуры в стене совпадают, то достигается так называемая точка росы, а значит – влага и плесень на такой стене неизбежны. Чтобы избежать этих эффектов, надо, чтобы разница этих двух температур была оптимальной – 6оС. Поэтому в квартире, чтобы не было конденсации на стенах, должно быть теплее, чем +17оС, что видно из элементарных графиков в справочниках по теплоснабжению и вентиляции. В договоре на обслуживание с ПЖКХ у нас у всех записано, что они обеспечивают в доме сантехнические нормы. Так вот, устанавливая температуру в +17–18оС, они эти нормы нарушая таким образом и условия договора”.

Влажность в квартире нашей читательницы Вероники, как объясняет Александр Дорошкевич, образуется от того, что она наверняка не проветривает (еще бы, если дома такой холод!) помещения, но проветривать тем не менее надо обязательно. Словом, решение проблемы с плесенью наш эксперт видит в увеличении температуры воздуха в квартире на несколько градусов и регулярном проветривании помещений. К сожалению, эта точка зрения кардинально отличается от того, какие решения проблемы предлагают несчастным пенсионерам мастера обслуживающей организации.

А теперь пару слов о заметно похолодевшей горячей воде в доме после установки автоматики. Аргумент ПЖКХ о старых трубах с накипями Александр Дорошкевич отметает сразу же: “О заросших трубах может свидетельствовать тонкая струйка воды из крана. А если напор есть, но вода льется холодная, то это очевидно, что трубы нормальные, а вот вода достаточно не прогревается”, – утверждает инженер-строитель. Говоря простым языком, при старых теплоузлах вода становилась горячей, проходя сквозь четырехметровую трубу, а при автоматике греется, проходя через небольшую “коробочку”, мощности которой явно не хватает, чтобы ее прогреть, отчего и страдают многие дома. Вывод: надо не трубы менять, а устанавливать дополнительные мощности по прогреву горячей воды для нужд всего дома.

Говоря же об автоматике в общем, Александр Дорошкевич утверждает, что все гениальное просто, и нет ничего лучше старого доброго элеватора. “Автоматикой” для домов должна служить котельная, которая подает в сети теплоноситель определенной температуры в зависимости от температуры воздуха на улице: чем теплее на улице, тем температура теплоносителя ниже. Тогда в домах не нужна никакая дополнительная регулировка. А ничего экономного в том, что автоматика отключается при +8–10оС на улице, наш эксперт не видит.

“Вот представьте себе, мы с вами бежим в одинаковом темпе 5 км. Бежим, а тут вы остановились ягод на опушке поесть. Потом вам приходится меня нагонять. А на финиш мы в итоге все равно придем вместе. Так и в доме со старым элеватором просто держится постоянная температура, все системы подогреты. А новая автоматика на день, если на улице больше +8оС, все отключает, – все остывает, а к вечеру приходится нагонять упущенное – заново прогревать все системы внутреннего теплоснабжения. Никакой там экономии не получается! Наш дом со старым теплоузлом, на ул. Бутлерова, 4, был подключен к отоплению 6 октября, а у моей племянницы на Архитекту, с новым теплоузлом, тепло в квартире стало 9 октября. Так вот, у нас за отопление 1 кв. м вышло 53 сантима, а у них – 45 сантимов при чуть тепленьких батареях. Не вижу я тут особой экономии. Зато у меня на пятом этаже торцевой квартиры +23оС, и на моем здоровье и комфорте никто не экономит”, – заключает Александр Дорошкевич.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

Комментировать 63