Требуется новый закон о неплатежеспособности

Менять каждые два года законодательство, регулирующее уход компаний в мир иной, нельзя. Однако новый закон о неплатежеспособности нужен латвийским предприятиям как воздух. Сможет ли новый документ спасти отечественный бизнес от краха?

Вчера в Латвийской конфедерации работодателей прошла дискуссия экспертов по поводу изменений закона “О неплатежеспособности”. Сейчас он находится на рассмотрении в комиссиях Сейма, а готовить фактически новую редакцию нормативного акта Министерство юстиции начало еще весной прошлого года, сообщает портал DELFI по материалам Бизнес&Балтия.

Плохая компания

Почему нужно менять закон? Да он просто плохой: по данным исследования Всемирного банка Doing Business 2010, Латвия по такому критерию, как “завершение предпринимательской деятельности”, занимает 88-е место среди 132 стран.

У нас процессы неплатежеспособности длятся в среднем три года, в то время как за рубежом аналогичный показатель — 1,7 года. Уходить на тот свет предприятиям очень дорого — расходы на процесс составляют 13% от имущества компании, против 8,6% в среднем по миру.

И еще: латвийский процесс неплатежеспособности не выполняет главной функции — не возвращает средства кредиторам предприятия. Если в остальном мире с каждого вложенного в фирму лата после банкротства назад приходит 68 сантимов, то у нас — только 29.

Что на новенькое?

В последний раз нормативная база, касающаяся неплатежеспособности, в Латвии фундаментально менялась два года назад. 1 января 2008 года вступила в силу совершенно новая редакция закона “О неплатежеспособности”. В частности, в ней вводились в практику свежие для Латвии понятия, например, процесс правовой защиты от кредиторов, процедура неплатежеспособности физического лица и так далее.

“Можно сказать, что предыдущий закон о неплатежеспособности не прошел проверки кризисом”, — резюмировал для&экс-министр юстиции Гайдис Берзиньш.

Рассматриваемый в Сейме законопроект также содержит целый ряд изменений. Среди них отказ от проведения теста баланса при оценке финансового состояния компании, двукратное увеличение суммы долга, с которой на фирму можно писать заявление о несостоятельности, уравнивание в правах государства и остальных кредиторов и т.д.

“Но все-таки если такие основополагающие документы приходится кардинально менять каждые два года, с законодательством что-то не в порядке. Это плохой сигнал о государстве в целом”, — заявил бывший главный нотариус страны Янис Эндзиньш.

“Тем не менее министерство нужно благодарить, что новый документ подан в парламент. Старый-то не работал”, — ответил ему представитель Ассоциации коммерческих банков Латвии Казимир Шлякота.

Продать и забыть

Рационализаторские предложения, призванные ускорить процесс неплатежеспособности и сделать его более эффективным, не иссякают до сих пор.

Так, Казимир Шлякота вчера огласил два предложения ассоциации банков, которые будут поданы в Сейм ко второму чтению документа.

“Нужно изменить систему оплаты труда администраторов. Сейчас они получают во время процесса ежемесячную плату и, естественно, заинтересованы работать как можно дольше. Думаю, в дальнейшем им нужно платить только по завершении процесса неплатежеспособности”, — уверен г-н Шлякота. Необходимость в ускорении процесса объясняется исключительно экономической выгодой: согласно исследованиям, стоимость активов неплатежеспособной компании спустя три года после начала процесса снижается вдвое, из-за чего страдают в первую очередь кредиторы.

“Мы разработали еще одну норму: продажу неплатежеспособной компании. Ее владелец после согласия кредиторов избавляется от предприятия. При этом фирма уходит к новому хозяину без долгов, что сразу же повышает ее стоимость. Вырученные же после сделки средства поступают кредиторам”, — рассказал Казимир Шлякота.

Дебаты в парламенте по поводу закона ожидаются жаркими и долгими. Документ ждет второе чтение в парламенте. Когда именно будет принята его окончательная редакция, никто не знает. Остается надеяться, что новый закон “О неплатежеспособности” опровергнет действующую до сих пор в его отношении формулу: хотели как лучше, а получилось как всегда.


Написать комментарий