Хранители времени 2

Владимир Никонов. Пресс-фото.
Владимир Никонов. Пресс-фото.

Латвия готовится отметить католическое и лютеранское Рождество, которое давно уже переросло в веселые зимние каникулы. А вот старообрядческое и православное Рождество - 7 января - у нас по- прежнему остается обычным рабочим днем.

Вопрос об объявлении 7 января выходным в Сейме поднимался много раз, но парламентское большинство всегда блокировало это решение – несмотря на все исторические и религиозные аргументы. Но, может быть, в этом упорном официальном непризнании есть и свой позитивный аспект – по крайней мере русское Рождество в Латвии остается церковным, духовным праздником, не превратившимся в коммерческий проект – с армиями Санта-Клаусов и атаками распродаж.

О сложном смысле простых календарных дат, о традициях и сегодняшней жизни староверов Латвии «Час» беседует с председателем совета Резекненской Кладбищенской старообрядческой общины, депутатом Сейма от «Центра согласия» Владимиром НИКОНОВЫМ.

Не просто дата
 

- Старообрядческая и православная церкви по-прежнему живут по старому стилю. Почему календарь имеет такое значение? Ведь дата – это только дата…

- Изначально существовал юлианский календарь – так называемый старый стиль. В 1582 году католическая церковь перешла на новый григорианский календарь – то есть, на новый стиль. По мысли православного духовенства и профессуры, это было совершенно необоснованно, к тому же, считается, что григорианский календарь сложнее.

Но надо учитывать еще один аспект – с момента распадения православия на западную и восточную ветви между ними сохраняется противостояние. И восточные православные иерархи полагают, что введение григорианского стиля – это орудие папистского завоевания православного Востока. Русский православный историк церкви, член- корреспондент Российской Императорской Академии наук Василий Болотов считал, что

сохранение юлианского стиля в России – это миссия, которая заключается в следующем – когда весь остальной мир поймет неправильность григорианского стиля, в России сохранится живой юлианский стиль, и будет, на что опереться.

Что же касается самого календаря, то он имеет не только техническое, но и религиозное значение. Как отмечал митрополит Антоний Латковский, юлианский календарь в применении к церковной практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославия. Так что календарь – это не просто дата…

Всем миром
 

- Для староверов во все времена был характерен коллективизм, умение совместно решать важные для себя проблемы. Словом, то, чего нам так не хватает сегодня…

- Сам принцип беспоповского староверия отводил общине очень большую роль, поскольку каждая община по сути являлась автономной организацией, заботившейся о прихожанах. До отмены крепостного права община играла громаднейшую роль – проживание было компактным, все было на виду. Община строго контролировала выполнение всех треб, требований и обрядов, соблюдение порядка.

С отменой крепостного права после того, как произошел выброс свободной рабочей силы, прокормиться на местах стало сложнее. Появились отхожие промыслы, начался процесс переселения, миграция в города. И роль общины начала падать. Но и после этого, и вплоть до сегодняшнего дня община играет для староверов цементирующую роль. Но, конечно, не такую как до середины XIX века.

- Сегодня на всех уровнях принято говорить о необходимости активного участия общества во всех сферах жизни государства. По сути это возвращение к тому же принципу общинности – только на другом уровне.

- В принципе, да. Отмечу и то, что управление общины было предельно простым, там не было множества платных должностей, был наставник и совет.

В Госдуме и Сейме
 

- В свое время латвийские староверы играли серьезную роль и в политике.

- До 1905 года староверы были очень сильно ущемлены в правах. Существовало множество ограничений, касавшихся самых разных сфер – так, в частности, староверы не могли занимать общественные должности. Но с конца XIX века ограничения начали постепенно снимать, окончательно они были отменены в 1905 году. И староверы достаточно интенсивно занялись организацией своей жизни по всем направлениям, в том числе и в политике.

В одном из периодических изданий того времени я прочел очень трогательное описание того, как вся деревня Мельница нынешнего Даугавпилсского края провожала в Санкт-Петербург Михаила Кондратьевича Ермолаева, избранного депутатом Третьей Государственной думы России.

Ермолаев как депутат много и успешно работал, в это время был принят целый ряд законов, связанных со старообрядчеством. И он активно участвовал в их обсуждении и подготовке. Ермолаев был, наверное, первым депутатом-старообрядцем латвийского происхождения такого высокого уровня. Судьба его сложилась трагично. Когда в 1917 году большевики вошли в Двинск, Ермолаев в числе других был арестован. Всех арестованных без суда и следствия расстреляли, но Ермолаева завалило трупами, и он остался жив. Когда расстрельщики ушли, он выбрался и пошел в город. И тогда его поймали и добили окончательно. Вот такая страшная история…

Вторым старообрядческим депутатом латвийского происхождения, тоже даугавпилчанином был Степан Родионович Кириллов. В 1912 году он был избран депутатом Госдумы России, а в 1928 году – депутатом Сейма Латвии.

В годы Первой Латвийской Республики было два видных старообрядческих депутата – Степан Кириллов и Мелетий Каллистратов.

Кириллов занимал должность председателя комиссии по Братским кладбищам, был товарищем – то есть заместителем министра земледелия. Он занимался решением вопросов, связанных с жизнью крестьянства, созданием сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

Каллистратов был депутатом трех Сеймов, и по своим взглядам был левее Кириллова. Каллистратов активно выступал против национализации православных храмов и монастырей, боролся за сохранение русских школ и русского языка. Именно благодаря Каллистратову некоторые русские общественные деятели получили достаточно высокие посты в государственном управлении.

Каллистратов решал вопросы финансирования русских школ, выплаты пособий малоимущим ученикам. Он содействовал тому, что государственные пособия выделялись и старообрядческим общинам – это были небольшие, но гарантированные средства, которые, как правило, использовались на ремонт храмов. Старообрядческие депутаты всячески помогали организации всевозможных курсов повышения уровня образования наставников.

Политическая карьера Каллистратова и Кириллова завершилась с переворотом Карлиса Улманиса в 1934 году. Каллистратов в 1940 году был расстрелян, Кириллов дожил до 1987 года.

- Вы в Сейме представляете одну из крупнейших в Латвии старообрядческих общин – Резекненскую, и, конечно же, всех латвийских староверов. Вы, как депутат, выдвигаете перед собой какие- то специфические задачи, связанные именно со староверием?

- Есть направления деятельности, которые хотелось бы провести в жизнь.

В настоящее время обсуждается идея создания общественной организации, названной в честь выдающегося наставника, историка, педагога и просветителя Ивана Никифоровича Заволоко.

Во время встречи с председателем Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Александром Латко и председателем Старообрядческого общества Латвии Илларионом Ивановым мы обсудили первые наметки по учреждению фонда имени Заволоко. Возможно, это будет просто премия, но суть от этого не меняется. Главной задачей Фонда Заволоко станет поощрение исследований по истории и культуре латвийского старообрядчества. Мы предполагаем, что фонд мог бы ежегодно проводить конкурсы на исследовательские работы по изучению латвийского староверия.

Конкурсы будут проводиться по нескольким номинациям, победителям номинаций будут вручаться медали с портретом Заволоко. Известный латвийский медальер Мара Калниня предложила два варианта медали, и сейчас мы выбираем лучший. Есть идея, что медаль Заволоко будет вручаться и отдельно.

Резекненская Кладбищенская старообрядческая община и Рижская Гребенщиковская старообрядческая община станут главными организаторами и финансистами фонда. Но фонд будет открыт и для пожертвований от предприятий и частных лиц.

На мой взгляд, в скором времени большой проблемой станет сохранение материальной культуры староверия.

Латвийские староверы – это, в основном, сельские жители, большинство общин сконцентрировано в Латгалии. А сегодня из-за экономического кризиса и крайне негативной демографической ситуации сельские районы по сути обезлюдели. Жизнь сельских общин едва теплится. И вопрос сохранения наиболее выдающихся памятников староверия встает со всей остротой.

Городские общины, которые более или менее успешно существуют, могут обеспечивать лишь сохранение своего хозяйства. Я это очень хорошо знаю, поскольку занимаю должность председателя Резенекненской Кладбищенской общины уже 11 лет.

Недавно ко мне на прием пришла Людмила Чернявская, она родом из резекненских старообрядцев, и ее очень беспокоит состояние Рудушской моленной. Это очень интересный храм с богатой историей. Формально община там существует, но денег у нее нет никаких… Мы думаем создать общественную организацию, под эгидой которой попытаемся привлечь средства на ремонт моленной.

Консерваторы и новаторы
 

- Староверы по определению должны быть приверженцами консервативных взглядов. Вы ощущаете себя консерватором?

- Определенная доля консерватизма во мне, наверное, присутствует, я не поклонник излишней суеты. Но в то же время мне не чужды и всякие новшества.

И я не думаю, что можно утверждать, что староверы являются консерваторами во всем.

Так, например, в предпринимательстве староверы всегда умело сочетали консерватизм в отношении веры с прогрессивным ведением бизнеса.

К середине XIX века в России все крупные промышленные предприятия были староверскими. По сути староверы тогда играли в российском бизнесе ведущую роль – в его первом эшелоне, не говоря уже о более низких уровнях. Этого огромного успеха староверам помогло добиться сочетание двух факторов – деловых качеств и стержня веры. Тогда религиозные представления староверов находились в гармонии с предпринимательской деятельностью, которой они занимались, и они могли опираться на эти свои представления. Но к концу XIX века староверов-предпринимателей оттеснили, на первый план вышел западный лютеранский и еврейский капитал.

- Недавно в Екабпилсе состоялся первый международный форум староверов-предпринимателей. Как вы оцениваете его итоги?

- Организаторы форума ставили перед собой задачу консолидировать староверов-предпринимателей, найти цементирующий фактор для их объединения. Интерес к проведению форума оказался неожиданно большим, а итоги его работы вселяют надежду. Многие участники форума напоминали о том, что староверы всегда славились тем, что в трудные времена они помогали братьям по вере. Сейчас Латвия оказалась в очень сложной ситуации, и эти качества староверов приобретают особое значение.

Визитная карточка
 

Владимир Владимирович Никонов

Резекненец в четвертом поколении, почетный гражданин Резекне, председатель Резекненской Кладбищенской старообрядческой общины, создатель первого в Латвии Музея старообрядчества. Автор книг – «Резекне. Очерки истории», «Староверие Латгалии», «Староверие Латгалии в фотографиях».

Автор: Ина Ошкая


Написать комментарий

Parlamentariji govorjat,cto iz za pravoslavnogo RozdestvA lATVIJA POTERPIT UBITKI,DA eto smewno i tolko...ja dumaju i predlagaju variant,ot kotorogo nebudet ubitkov- katoliki i ljuterani dolzni podelitsja hotjabi odnim dnjom,dopustim im prazdnicnije dni ostavit 25 i 26 ,a russkomu rozdestvu otdat 24.12.,t.e. perenesti na 7.01.Deputati podderzite !

Каллистратов был расстрелян в 1941 году. Знаю, т.к. это история нашей семьи.

Написать комментарий