Михаил Губин: Праздник на нашей улице, который всегда с тобой 1

фото mixnews.lv
фото mixnews.lv

Вы, наверное, заметили, как накануне парламентских выборов оживилась наша столичная жизнь. Я имею в виду не только прекрасный праздник города Риги, но и появившиеся новости о двух переименованиях улиц и одном непереименовании.

Совершенно непонятно, почему горячим защитникам имени генерала Дудаева не пришлo в голову среди мероприятий дня города заявить «Праздник улицы Дудаева». Тем более, что праздники некоторых других улиц были проведены. Представляете, как было бы классно — со стрельбой, взятием заложников и помещением их в подземный зиндан. А так же с театрализованным отрезанием голов. Некоторые депутаты и члены Совета по памятникам очень эффектно смотрелись бы в камуфляже с черными повязками на голове и приклеенными бородами.

В этот раз такого праздника не было, но ведь имя Джохара Дудаева, данное улице в 1996 году, пережило множество градоначальников. В том числе и тех, кто считал это переименование ошибкой, как Гундарс Боярс. Так что, возможно, праздник на этой улице еще будет.

Как только не предлагали переименовать улицу Дудаева! И обратно в Космонавтикас, и в Гагарина, и в Варшавскую, и в Маврика Вульфсона, и в Вии Артмане, и Валентина Пикуля… Мэр Ушаков, ссылаясь на волю чеченского народа, предложил Махмуда Эсамбаева, кстати, министра культуры при Дудаеве. Но латышских фанатов советского генерала не проведешь! Для них приезжавшие в Ригу представители города Грозного — ставленники кровавого Путина. Тем более, что и Грозного никакого нет, президент Масхадов уже давно переименовал его Джохар-калу.

В свое время улицу Дудаева предлагали переименовать в улицу Михаила Таля. Как хорошо, что это имя наконец-то появится на карте города! Замечательнейший человек, единственный рижанин — чемпион мира по шахматам. Он и жил недалеко от улицы Спорта, часть которой хотят назвать в его честь. Непонятно, почему не всю улицу?

А вот другое переименование сначала меня несколько озадачило. Вы, наверное, знаете, что по просьбе Министерства иностранных дел во главе с Г.В. Кристовскисом, участок улицы Ремтес от Калнциема до Лиелирбес будет назван в честь американского дипломата Самнера Уэллса. Там, кстати, и новое посольство США находится.

Самнер Уэллс на обложе Time, 11 августа 1941 г.

На первый взгляд, это не просто переименование, а аргумент в незатухающем споре об оккупации. Ведь Самнер Уэллс, заместитель госсекретаря при президенте Франклине Рузвельте, крайне почитаем нынешними латвийскими политиками за то, что 23 июля 1940 года выступил с заявлением о том, что США не признают инкорпорацию стран Балтии Советским Союзом. Утверждается, что так называемая декларация Уэллса легла в основу долговременной политики США непризнания советской власти в странах Балтии.

Историки с другой стороны говорят, что это не декларация, а заявление для печати. И что его составил не Уэллс, а подчиненный ему директор департамента, у которого жена была латышка. И что в документе не упоминается ни слово оккупация, ни даже СССР.

Но тут никто никого не убедит. Мы имеем дело с официальной версией событий, называемой еще «латвийским взглядом на историю». Это согласно ему, генерал авиации Дудаев отказался бомбить баррикады в Риге в январе 1991 года.

Однако Самнер Уэллс вошел в историю еще и тем, что оказался самым высокопоставленным гомосексуалистом в правительстве США. Говорят, что доклады о нетрадиционных связях Уэллса поступали к президенту Рузвельту давно, но тот прикрывал своего школьного друга. Утверждается, что Уэллс, будучи послом на Кубе в 1933 году, покинул ее из-за слухов о его связях с несовершеннолетними кубинскими мальчиками.

Но самый вопиющий случай произошел 16 сентября 1940 года, когда президент США, генеральный прокурор, министр внутренних дел, сам Уэллс и прочие высшие чиновники на поезде отправились в город Джаспер, штат Алабама, чтобы присутствовать на похоронах спикера палаты представителей Конгресса США Уильяма Бэнкхеда.

В шикарном пульмановском вагоне пьяный Уэллс занялся сексом с двумя проводниками, по другим данным — носильщиками. В соседнем купе ехали агенты ФБР, которые и доложили своему шефу Гуверу. Тот написал доклад президенту, но Рузвельт его читать отказался, поручив найти больше доказательств. Чем ФБР и занималось следующие три года, накопав на дипломата изрядное досье. Не помогло даже, что Рузвельт велел приставить к Уэллсу специального телохранителя, который должен был удерживать чиновника от аморальных поступков. Информация о похождениях Уэллса попала в прессу. И 24 августа 1943 года президент вынужден был отправить своего друга в отставку, по официальной версии – по причине болезни жены. У него еще и жена была!

Это я вкратце рассказываю, на самом деле в этой истории много интересных подробностей. Но дело не в этом.

А в том, что я оценил мудрость комитета Рижской думы по развитию. Несомненно, они не спроста назвали именем Самнера Уэллса улицу подальше от центра столицы. Ведь теперь наверняка именно там будут проходить гей-парады. В таком-то культовом месте! И значит, и на этой улице будет праздник!


Написать комментарий

Михаил Губин, Вам не стыдно?