«Наши школы слишком бюрократизированы!» 3

фото ves.lv
фото ves.lv

— считает председатель Латвийского профсоюза учителей Ингрида Микишко

Профсоюз выступил против проверок, которые с весны этого года проводит во всех школах Латвии государственная Служба качества образования(IKVD). По этому поводу профсоюз даже обратился в Министерство образования. Там прокомментировать ситуацию не смогли — МОН оказался не в курсе! А в школах этот самый IKVD учителя уже прозвали НКВД. За похожий стиль работы.

— Нас возмутило прежде всего то, что ни весной, ни сейчас нет конкретной информации об этих проверках и цель их тоже не названа, — рассказали Ингрида Микишко и специалист по всеобщему образованию Байба Башкере. — Второе — сама процедура проверок. Может быть, были школы, где все проходило корректно, но нам известен случай, когда инспектор IKVD, придя в школу, сразу направился в кабинет учителя: вошел прямо посреди урока и начал наблюдать за его ходом. Другой случай. Инспектор, войдя в класс, принялся без разрешения учителя осматривать книжные полки! Непонятно и то, почему проверки проходили в самом начале школьного года, когда учебный процесс только налаживается, когда еще не утверждены финансирование и, следовательно, тарификация педагогов.

Кабинет министров утвердил финансирование только 4 октября, а это значит, что учителя целый месяц работали, не зная о своих ставках! Как они могли планировать уроки в такой ситуации? А инспектор требует у педагогов тематические планы уроков и сравнивает их с записями в журнале. Тематические планы вообще не должны стопроцентно совпадать с записями в журнале! Потому что тематический план составляется на год вперед, а учебный процесс постоянно подвергается коррекции: если тема сложная и дети ее не усвоили, учитель вправе уделить ей дополнительный урок, скорректировав свой план. То же самое, если начинаются сезонные вирусные заболевания и полкласса заболевает — новую тему, которую в этот период должны объяснять на уроке, учитель скорее всего отложит на тот момент, когда в классе будут присутствовать все дети.

Да, тематический план должен быть, его должен утвердить директор. Но единственное, что может проверить инспектор, — согласован ли этот план с администрацией. А сам план — это рабочий документ учителя, и проверять его, держа один палец в журнале, а другой в плане, не только некорректно, но даже непрофессионально. Мы много говорим о том, что современному учителю надо дать больше возможностей для творчества, о том, что наши школы бюрократизированы, но о каком творчестве может идти речь, если инспекция все проверяет только по бумажкам?! Наши школы на самом деле чересчур бюрократизированы, и контролирующих организаций слишком много.

— Две недели назад профсоюз встречался с представителями IKVD, но, судя по пресс–релизу, который мне прислали из МОН, инспекция не учла ваших замечаний, считая, что такие плановые проверки, в том числе и проверки планов уроков, в порядке вещей. Но цель проверок, наверное, все же была озвучена?

— Нам сказали, что целью было проверка того, как в школах ведется такой новый предмет, как история Латвия. И опять это не выдерживает критики, ведь если предмет ввели только с этого учебного года, то целесообразнее было бы проводить проверку хотя бы через полгода, когда уже будут какие–то результаты и обозначатся проблемы. И не с проверок надо начинать, а организовать дискуссию с участием учителей, ведущих новый предмет.

На этой встрече мы указали на то, что проверки вообще не должны происходить в стрессовое для школ время — в начале года и его конце, во время экзаменов. Но после нашей встречи уже появился первый результат: IKVD ознакомила общественность с результатами проверок, правда, только в интервью одной из латышских газет. Мы же настаиваем на том, чтобы эти результаты были помещены на домашней страничке IKVD. Это пресечет слухи, которые функционируют по городу, и покажет всем, какие цели преследует инспекция, проводя проверки. А то обратной связи никакой. Даже директора школ не получают сведений о результатах проверок.

— Профсоюз выступает не только против проверок, но и против аккредитации школ?

— Да, мы считаем, что повторные аккредитации необходимо отменить. Сейчас по истечении шести лет проводятся новые аккредитации, и хотя в школе ничего не изменилось, учителям и администрации приходится забыть об уроках и заполнять массу документов для очередной аккредитации. Документов, которые без пользы будут лежать на полках еще шесть лет. И результатов аккредитации опять же нет ни на домашних страницах школ, ни на страницах министерства. Вместо того чтобы постоянно говорить о плохом качестве образования, необходимо публиковать результаты мониторинга. А на деле происходит реорганизация министерства, создаются новые контролирующие службы, меняются установки, и все как будто начинается с чистого листа. Именно так работает IKVD!

Кстати, на чрезмерную бюрократию в сфере образования первой обратила внимание канцелярия Кабинета министров, проведя аудит Министерства образования! Мы согласились с этим, выступив с предложением проводить аккредитацию только новых учебных заведений или школ, где были какие–то недочеты в прошлый раз. Конечно, министерство обязано проверить, как устранены эти недочеты. Но зачем подвергать этому процессу школы, которые один раз уже успешно прошли аккредитацию? Ведь цель аккредитации — наладить административную деятельность школы, и если она налажена, то зачем вновь проводить эту процедуру?

Есть еще один момент: мы все время говорим о необходимости экономить бюджетные деньги, а аккредитация стоит больших денег. Особенно если комиссии надо выехать в Вентспилс, Лиепаю или в любой другой город. Стоимость аккредитации в среднем 400 латов! Кроме того, самоуправление обязано оплатить дорогу и гостиницу членам комиссии. Кстати, когда то же самоуправление потом пожелает ознакомиться с результатами аккредитации, ему откажут на том основании, что оно является третьим лицом! Другими словами, опять мы не видим результата этого процесса, лишь статистика и констатация факта, а должен быть анализ, который позволит нам двигаться вперед.

— В прессе действительно постоянно звучат мнения о том, что качество школьного образования в Латвии падает. Согласны вы с этим?

— Проблема в том, что у нас нет ни долгосрочного, ни краткосрочного плана развития образования. Не озвучены конкретные цели, неясны результаты, которые мы хотим получить. IKVD тоже не может ясно сказать, в чем минусы и плюсы нашей системы образования и что надо улучшать. В данный момент, к примеру, введена новая система финансирования: деньги следуют за учеником. Но эта система имеет больше минусов, чем плюсов. Для того чтобы выполнить новые нормативы, самоуправления увеличивают классы до 30–35 человек. Разве это положительно сказывается на качестве? Однозначно при таких больших классах качество ухудшается и теряется всякий индивидуальный подход к ученику, о чем мы много говорили в последние годы.

Сейчас получается, что именно учитель почему–то стал ответственным за демографическую ситуацию в стране: он работает в переполненном классе, у него снижена зарплата, а в селах вообще школы закрываются, учителя теряют работу. На сегодняшний день под угрозой находится 221 сельская школа! По этой же причине происходит дискриминация сельских детей. В отличие от городских детей они учатся в школах, где из–за маленького финансирования государство не оплачивает ни кружки по интересам, ни группу продленного дня, ни факультативы. Почему тот, кто родился на селе, обречен на худшее образования, чем дети из больших городов, ведь по закону все дети имеют равный доступ к получению обязательного образования?

Если мы заговорили о зарплатах учителей, то профсоюз считает: зарплаты чиновникам министерства должны снижаться прямо пропорционально зарплатам педагогов. Это было бы справедливо. Сейчас существующая модель финансирования обрекает учителей на выживание — 40% педагогов вынуждены работать на полторы ставки.

— Поясните, что происходит в этом году с финансированием. Профсоюз утверждает, что оно уменьшилось, министр образования утверждал, что ничего не изменилось.

— В прошлом году на одного ученика в год выделялось 678,48 лата. В этом году — 677,40 лата. Казалось бы, разница составляет всего 1 лат и 8 сантимов. Но в рамках одной школы, где учатся 300 детей, этот один лат вырастает в 300 латов. Фактически это означает ликвидацию одной учительской ставки. Нам по этому поводу ничего вразумительного не ответили. А впереди — принятие бюджета 2012 года, в рамках которого государству надо будет сэкономить еще 100 млн. латов, а, как мы знаем, урезание бюджета в первую очередь затрагивает образование, социальную сферу и медицину. Профсоюз не должен допустить очередного снижения зарплат педагогам. Зарплата — это отношение государства к учителю и к ребенку, и если зарплаты постоянно снижаются, значит, государству не нужны ни педагоги, ни дети.

— Спасибо за беседу.

Фото:
"Ингрида Микишко и Байба Башкере: "Педагоги не должны отвечать за демографическую ситуацию в стране!"


Написать комментарий

государству не нужны ни педагоги, ни дети.

И не только школы.

Гущину нужны столовые.

Написать комментарий