Михаил Губин: Последние слова

Как известно, в эту новогоднюю ночь мы останемся без президентского поздравления. Так ещё в ноябре решил Андрис Берзиньш и вроде бы пока не передумал.

Решение президента, конечно, вызвало некоторый резонанс в обществе. Газеты писали, что добрых слов много не бывает. Разные эксперты по-разному оценивали отказ главы государства от новогодней речи. Одни считали, что не стоит нарушать традиции, а другие, — что президент должен показывать себя делами, а не словами.

Между тем, дискуссия о том, нужно ли вообще новогоднее поздравление от власти, началась ещё при президенте Затлерсе. В январе писательница Анна Жигуре в газете «Латвияс Авизе» обозвала эту традицию советской.

«Кому это нужно? – спрашивала писательница – Разве только журналистам и экспертам, которые многие дни после речи могут заработать на хлеб, анализируя и критикуя ее? И это повторяется из года в год… И наши руководители не могут принять смелое решение отказаться от произнесения речей рождественским и новогодним вечером. Пусть в России произносят, в Белоруссии и других подобных странах, а нам этого не надо» – убеждала г-жа Жигуре.

В опубликованных откликах читатели не поддержали столь категоричное мнение, справедливо указывая. что и президент США, и канцлер Германии выступают с новогодними поздравлениями, да и наши балтийские соседи тоже. «Сначала без речи президента, потом без гимна» – опасались читатели. Кстати, если помните, на прошлый Новый год гимн не прозвучал – по техническим причинам, виновные наказаны.

А вот будущий президент Берзиньш, очевидно, счёл аргументы писательницы убедительными. И даже придумал свои – насчёт семейного праздника, в котором нет места обращению президента. Так заявила его пресс-секретарь.

Так что, с новым годом президент поздравит нас днем 1-го января, когда телевизор мало кто смотрит, а вот с приближающимся Рождеством не поздравит вообще.

Считается, что традицию обращаться к народу на Рождество и Новый год ввела экс-президент Вайра Вике-Фрейберга. А Валдис Затлерс стал обращаться ещё и на православное Рождество.

Хотя поначалу канадка Вайра, не привыкшая к празднованию Нового года, поздравляла лишь с более понятным ей Рождеством. А вообще традиции новогодней президентской речи существовали ещё до войны.

Например, 31 января 1939 года, в 23.40, Карлис Улманис, обращаясь к народу по радио, в частности, сказал: «Мы в труде всегда показывали, что хотим и можем работать, показывая свою любовь к отечеству, готовность переносить трудности и жертвовать. Так будет и в будущем, и тогда Латвия, наша самостоятельная, независимая Латвия, будет зеленеть и цвести во веки веков». После чего зазвучал гимн и колокольный звон.

Но в новое время, конечно, главной достопримечательностью новогодней ночи стали речи многочисленных премьер-министров. Которые потом расходились на цитаты и входили в историю.

Помните как в 1997 году Андрис Шкеле сурово призвал прекратить лизать старые раны и начать фанатично работать? Или хотя бы почистить зубы. А Иварс Годманис в 2008 учил преодолевать кризис, как пингвины в Антарктиде, тесно прижавшись один к другому?

А может быть, помните, как президент Затлерс, в 2009-м, на Рождество, пожелал жителям Латвии укутать своих ближних одеялом любви?

А вот Валдис Домбровскис, хотя поздравлял уже два раза, ничем таким не блеснул. Вот он и будет опять поздравлять нас в новогоднюю ночь.

Но все-таки, почему же президент Берзиньш решил отказаться от праздничных речей? Вероятно, в силу своей природной скромности. Или потому что вообще не любит произносить речи. Недаром, старый чекист Юрис Боярс рассказывал, что во времена Народного фронта никогда не видел будущего президента у микрофона, зато тот всегда был возле денег.

Но, возможно, президент столкнулся с языковой проблемой. Ведь скажет он речь лишь по-латышски, русское население обидится, дескать, для них доброго слова не нашлось. Вставит в речь поздравление на русском – возмутятся национал-радикалы, будут кричать про единственный государственный язык и руку Москвы. Поэтому президент решил вообще не говорить. По-крайне мере, в то время, когда все у телеэкранов.

А может быть, ему стали известны статистически данные, согласно которым 31 декабря прошлого года новогоднее поздравление президента России смотрело больше телезрителей, чем поздравление Домбровскиса. А в этом, году, скорее всего, будет ещё больше, потому что Медведев поздравляет в последний раз.

Вот Берзиньш и решил не конкурировать с уходящим коллегой.
Кто знает, как оно потом сложится…


Написать комментарий