Хорошая машина — новая машина

В Латвии предпочитают руководствоваться другим принципом: старый конь борозды не портит

Хорошо быть богатым и здоровым и при этом ездить на новой дорогой машине. Но не у всех это получается. Особенно трудно приблизиться к идеалу тем европейским массам, которые проживают на постсоветском пространстве. Большинство из них почему-то использует даже столь устаревшую технику, которую на Западе принято отправлять под пресс. Как изменить ситуацию в этой сфере? Об этом думали и спорили собравшиеся на днях в Риге главы автомобильных ассоциаций Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии, Румынии и Польши, а также руководители Европейской ассоциации автопроизводителей ACEA.

За предсказуемые автомобили

Главный итог этого форума был предсказуем: его участники приняли воззвание к правительствам новых стран Евросоюза с призывом содействовать увеличению удельного веса новых автомобилей в автопарке каждого из этих государств. Итоги рижских дебатов лягут в основу готовящегося с участием и старых еэсовцев масштабного обзора ситуации в автоотрасли.

Этот документ призван обозначить все болевые точки важной отрасли экономики Евросоюза, а также совместно выработанные предложения по улучшению ситуации. Используя возможности единого европейского пространства, надо найти наиболее мягкие варианты решения проблем обновления автопарка, защиты окружающей среды от загрязнения автомобильными выхлопами, усиления безопасности на дорогах, гармонизации налогового законодательства ряда стран.

В ходе форума особенно часто упоминались проблемы обновления авторынка. Генеральный секретарь ACEA Иван Ходак указал в своем выступлении, что их решение невозможно без огромной разъяснительной работы. Общество должно понимать, что стать обладателем нового или новейшего автомобиля — не значит только истратить больше денег. В долгосрочной перспективе в выигрыше от этого окажутся все. И автовладелец, который реже будет чинить свою машину и тратить на это меньше средств. И окружающая среда, которая сегодня загрязняется в значительной мере выхлопными газами автомобилей. Да и безопасность на дорогах, как личная, так и коллективная, повышается, если по магистралям страны ездят технически прогнозируемые и более безопасные автомобили.
h2. Мешает ментальность

Пока же существует пропасть между машинами в Западной Европе и новых странах ЕС. “Там” средний возраст машин составляет 8 лет, “здесь” — 13—16. Между прочим, в этом плане ситуация в Латвии — одна из худших, то есть те самые 16 лет. Латвийский автопарк — второй старейший в Европе. Для специалистов это не просто удручающая статистика, а показатель наличия больших проблем с безопасностью, экологией и т.д. Президент Латвийской ассоциации уполномоченных дилеров (ЛАУД) Агрис Станевич, отвечая на вопрос Телеграфа, подчеркнул, что наша страна в мировом автобизнесе только 15 лет. А до того времени здесь продавались в основном четыре марки: “волга”, ВАЗ, “москвич” и “запорожец”. И эти машины мы эксплуатировали от приобретения до полного их старения.

Однако политическая и экономическая ситуация изменилась. Все активнее предлагаются машины на условиях лизинга. Но, по мнению Станевича, еще более активному использованию такого выгодного способа финансирования мешает местная ментальность: вещь должна быть моя и только моя. Такое отношение, укоренившееся в сознании многих жителей страны, сдерживает развитие лизинга в Латвии.

На вопрос, какие позитивные сдвиги произошли в Латвии со времени его первого посещения нашей страны пару лет назад, Иван Ходак отметил, что сейчас он увидел гораздо больше людей, от которых напрямую зависит решение проблем автомобилизации — представителей правительства. И еще он встретил больше понимания проблем, их сути. “Я думаю, это и есть наиболее важный результат. Но мы еще приедем в Ригу”, — сказал в заключение г-н Ходак.


Написать комментарий