Врачи плохо лечат?

В первом полугодии Инспекция по контролю за качеством медицинского обслуживания и определением нетрудоспособности получила 718 жалоб. В прошлом году за это же время - 571, а в 2004 году - 435. Из полученных в этом году 718 жалоб на сегодняшний день проверены 405, из которых признаны обоснованными лишь 88. Последние две цифры «Час» сильно насторожили, и мы отправились на улицу Садовникова, 20, разбираться со столь низкой обоснованностью жалоб.

Растет количество жалоб в Инспекцию по контролю за качеством медобслуживания

Проверку деятельности врача инспекция проводит только после того, как получено заявление от пациента на плохое с его точки зрения медицинское обслуживание, на халатность, невнимание врача, на врачебную ошибку. Кроме того, инспекция реагирует на заявления и юридических лиц, то есть работодателей, которые сомневаются в том, что их работникам правильно выдана справка о временной нетрудоспособности.

Получив жалобу, они изучают всю документацию, начиная с направления семейного врача, все анализы, анамнезы, диагнозы, предписания и эпикризы всех специалистов. После чего делается вывод о том, была ли допущена врачебная ошибка, на каком этапе и кем конкретно. Если врач признан виновным, то на него может быть наложен штраф до 100 латов. Решение может быть обжаловано у руководителя, который имеет право увеличить размер штрафа до 250 латов, а его вердикт – в административном суде. Потом можно обращаться и в гражданский суд. Только он вправе взыскать с врача материальную компенсацию в пользу пострадавшего пациента за нанесение ему физических или моральных страданий.

- Мне известны лишь несколько дел, окончившихся крупной компенсацией истцу за нанесенный врачом вред, – говорит замруководителя инспекции Валентина Берга. – Одно было связано с очевидной халатностью хирурга, оставившего в брюшной полости пациента тампон, другой – с врачебной ошибкой, случившейся в родильном доме и повлекшей неизлечимое заболевание новорожденного. Хорошо мне запомнился и другой случай, когда молодая мать, потерявшая ребенка, заболевшего неизлечимым гнойным менингитом, настойчиво пыталась вытребовать у сделавших все возможное врачей некую «моральную компенсацию».

Большинство же жалоб, поступающих в инспекцию, необоснованны. Самый характерный пример – невыполнение предписаний врача после выписки из стационара, где были лекарства и режим. Подлечившись и придя домой, пациент ест и пьет от души, взваливая последствия своей распущенности на медиков. Иным просто плохо живется дома, и они всеми силами стремятся попасть в стационар.

Не стоит думать, что инспекторы горой стоят за коллег. Это, повторим, опытные врачи, которые порой мгновенно видят: да, здесь очевидная врачебная ошибка. В этом случае и вердикт будет соответствующий. Хотя бы потому, что впереди не исключен суд, где факт сокрытия инспектором ошибки тут же всплывет. А это крест на его карьере.

На вопрос «Часа», не снизилась ли в целом квалификация нынешних молодых врачей по сравнению с советскими временами, г-жа Берга ответила, что у нынешнего врача гораздо больше возможностей как ставить точный диагноз благодаря разнообразной диагностической аппаратуре, так и выбирать оптимальные методики лечения. Но, увы, у них меньше душевности и внимания к пациенту. И это, пожалуй, главная причина, заставляющая пациента строчить жалобы. Увы, равнодушие – это одна из проблем нашей сегодняшней медицины.

Есть и еще одна – конверты с деньгами. Давая врачу конверт, пациент ожидает гарантированно результативного лечения. Если результата нет, пациент берется за перо – ему и потерянного здоровья жалко, и денег. Поэтому врач, берущий у пациента конверт, должен знать: шансы быть вызванным в суд у него тем больше, чем толще был конверт…

Может ли врач застраховаться от выплаты больших денег по судебному иску в случае совершения врачебной ошибки? Оказывается, может. Более того, частно практикующему врачу предписано самому застраховаться от такого случая в страховой компании – иначе ему практиковать не разрешат. Это, например, касается всех без исключения стоматологов и косметологов. Врачей больниц и поликлиник должны страховать их учреждения. Но делается ли это на практике, г-жа Берга не знает – не в ее это компетенции…

Полный текст статьи&


Написать комментарий