«Хмурые тучи» восточной границы

Ситуация на восточных рубежах Латвии уже давно перестала быть сенсацией. Более того, сообщения о тысячных очередях перед КПП - даже не новость. Когда через страну, являющую собой естественный транспортный коридор, идет большой поток грузов, этому вроде бы надо радоваться, но сегодня состояние транзитной отрасли напоминает времена уборочной страды советских времен, когда у сельского хозяйства случались две беды: плохой урожай и очень хороший...

«Ты помнишь, как все начиналось?..»

В латгальском приграничье перебывали уже практически все должностные лица, включая премьера, и представители всех масс-медиа. Результатом приезда г-на Калвитиса стало «благоустройство территории», то есть установка вдоль трассы редких пластиковых туалетных кабинок. Коллеги из СМИ озвучили массу версий происходящего. В разных изданиях версии разнились: от «руки Москвы» (очереди – месть России за срыв подписания договора о границе) и проделок местной мафии (очереди создают сами служивые с КПП, чтобы собирать с водителей мзду за внеочередной проезд) до универсального набора из некомпетентности и бардака.

Но тут полезно отвлечься и вспомнить, как начался этот самый громкий этап нашей пограничной эпопеи. Очереди-то случались и раньше, но вот чтобы несколько месяцев подряд с тенденцией к увеличению…

Так вот, что называется, поджимать стало где-то в августе, когда водители, простояв пару суток вообще без движения, перекрыли трассу («Час» писал об этом). Тогда должностные лица в Риге бодро заявили, что причина – в ремонте моста где-то в Эстонии, как только там закончат, так все придет в норму. Потом, правда, выяснилось что проблемы не из-за Эстонии, а из-за Белоруссии, которая ввела «немыслимо высокую» плату за проезд (50 долларов с машины), вот грузоперевозчики и экономят – едут через бесплатную Латвию. Да и вообще в Белоруссии-то, как известно, диктатура, творят что хотят, грузы конфисковывают, поэтому торговый люд опасается через нее ездить.

Транзитные странности

Намедни белорусы заявили о своей готовности пропускать через свою страну гораздо больше транзитных грузовиков, чтобы помочь латвийским коллегам разрядить обстановку. Что ж, они, ра- зумеется, смогут это сделать. При одном условии – если машины туда пойдут. Проблема вовсе не в транзитных платежах, хотя деньги счет любят и никто из коммерсантов лишнего платить не хочет. Но тут вот что удивляет: 50 долларов – это приличная сумма для пенсионера, едущего на своих «жигулях» навестить родню, но считать ее сколько-то существенной для грузоперевозчиков?! Там стоимость груза только в одной машине определяется цифрой с пятью, а то и с шестью нулями, и каждый день простоя влетает в сотни долларов. Да и вообще: как заплатить за транзит через всю Белоруссию 50 долларов (причем официально, по квитанции) – так жаба душит, а на латвийской границе, по информации ББПК, давали 150 латов только за право подъехать к шлагбауму в Гребнево.

А вот что касается «зверств» на белорусских КПП, это существенно. По рассказам водителей, тамошний персонал, особенно после громких арестов среди пограничного начальства, случившихся в том году, стал скрупулезно требовать соответствия того, что находится в машине, тому, что написано в сопроводительных документах, – диктатура же, что с них возьмешь. И при серьезных расхождениях груз просто конфисковывали, причем зачастую вместе с машиной. Вот тут-то изрядная часть грузовиков и повернула на Латвию…

Но разве в Латвии грузы не должны проверять? Должны-то они, конечно, должны, но вспомните официальные заявления ответственных лиц: в связи с большими очередями КПП работают с предельной нагрузкой – до 400 машин в сутки. Разделите 24 часа на эту цифру, учтите время подъездов-отъездов, обедов, пересменок и, пардон, отправления персоналом естественных надобностей. За те несколько минут, что получатся, можно разве что более-менее тщательно сверить по компьютеру общие данные да номера машин и фото водителей в документах сличить с оригиналом. А тут еще по случайному совпадению два из трех сканеров (такие устройства, типа рентгена, дают возможность посмотреть, что внутри, не вскрывая пломб на фургоне) как на грех сломались. Вот и получалось, что латвийская таможня давала добро не поднимая головы и, наверно, даже зажмурившись… А что делать – не станешь же каждую фуру вручную досматривать, этак через пару недель очередь до Огре стоять будет. Кто в таких обстоятельствах выигрывает, догадаться нетрудно, но вот указывать на провинциальных криминалов как на главных виновников все же не стоит. Ситуацией они, может, и попользовались, но вряд ли им по силам ее организовать.

«Край суровый тишиной объят…»

Не менее интересно, какой же предлагается выход из всего этого. Из мер, призванных хоть как-то оздоровить ситуацию, вначале была озвучена только одна, с тонким юмором названная местной прессой операцией «Карман». Не подумайте дурного – имеется в виду использование в качестве отстойника своеобразного «кармана», который образует старый, ныне не используемый участок шоссе. Но очень сомнительно, что этот вариант что-то принципиально исправит: участок длиной всего 6 км (очередь сегодня, напомним, более 30 км), представляет собой довольно узкую и местами извилистую дорогу с неукрепленными обочинами. Она лет 15 не использовалась и такой интенсивной нагрузки попросту не выдержит.

Состоявшееся 21 ноября совещание у премьера с участием министра транспорта и других ведомств, имеющих отношение к проблеме, ясности не добавило. Озвученные после него планы строительства уже в этом году (!) объездной дороги и стоянок вызывают откровенное изумление – это в болотистой местности, в декабре, да еще на частных землях?! Прошедшая в тот же день уже в Лудзе встреча представителей дорожников, МВД и прочих заинтересованных служб была более реалистичной, и там решили попробовать переместить очередь грузовиков на не используемый для движения участок нового шоссе. Эта дорога прямая и широкая, но имеет лишь песчано-гравийное покрытие, и пустить по ней многотонные фуры без его укрепления невозможно – завязнут по самые фары. Нужно или завозить тысячи кубов щебня, или ждать, когда морозы превратят мягкий грунт в твердый естественным образом…

Но продвинуться в решении этой проблемы вряд ли возможно без честного ответа на два вопроса: почему грузоперевозчики теряют время и деньги, но упорно не едут через Белоруссию, и пойдет ли Россия на сотрудничество в обустройстве границы, ежели таковая без подписания пограничного договора юридически вообще считается временной?

Однако вместо ответа над суровым пограничным краем повисает та самая песенная тишина…


Написать комментарий