Мазут вряд ли дойдет до Риги

Несмотря на все усилия белорусских спасателей, часть мазута, который вылился после аварии на нефтепроводе Унеча—Вентспилс, все-таки попала на латвийскую территорию. По Даугаве плывут радужные пятна солярки, покрывающие тонкой пленкой поверхность воды. В Краславском районе земессарги и военнослужащие НВС пытаются их собрать. Остановить дальнейшее продвижение нефтепродуктов должна очередная линия боновых заграждений, которые пытаются выставить на Даугаве у Даугавпилса.

Возможны рецидивы

Усилия белорусских спасателей, собирающих мазут на территории своей страны, и боновые заграждения, выставленные на реке в районе границы, дали определенные результаты. По словам генерального директора Государственной службы охраны среды Вилиса Авотиньша, сплошной полосы загрязнения, как на белорусской реке Улла, притоке Даугавы, нет. Через границу перешли отдельные пятна загрязнения в количестве не более тонны. Они представляют тонкую пленку и покрывают 30—40% речной поверхности. Но и эта пленка в состоянии погубить все живое на реке, ведь загрязнение распространилось на протяжении 20 км.

К тому же из Белоруссии могут подойти новые нефтяные пятна. Ведь определенная часть солярки осталась в почве. Площадь загрязнения составляет 1,2 га. Поэтому мазут будет продолжать стекать в Уллу, а оттуда попадать в Даугаву. Чтобы нейтрализовать вредный для экологии мазут, используется специальный сорбент. За ним к своим литовским коллегам обратились работники Государственной пожарно-спасательной службы Латвии.

Кто ответит за ущерб?

Причиной экологического бедствия стал разошедшийся сварной шов, соединяющий две магистральные трубы. Однако вполне вероятно, что трубы проткнули специально, чтобы незаконно подключиться к источнику дармовой солярки. К примеру, на территории Латвии на этом нефтепроводе ликвидируют от 200 до 250 незаконных подключений. Рабочее давление в системе составляет 36 атмосфер, отсюда и столь большое количество (более 100 т) пролившейся солярки. Владельцем объекта является российская компания Западтранснефтепродукт. Министр среды Раймонд Вейонис уже получил официальное письмо от соответствующего белорусского ведомства, объясняющее все обстоятельства аварии и предлагающее координацию усилий по ее скорейшей ликвидации.

Но затем неизбежно встанет вопрос, кому предъявлять счет за ущерб природе. Ранее Вейонис заявил, что за все заплатит ООО LatRosTrans. Однако член правления предприятия Сергей Александров уже сообщил, что белорусский участок нефтепровода им не принадлежит и юридически LatRosTrans никак не связан с Западтранс-нефтепродуктом. Поэтому, скорее всего, соответствующий счет как латвийцы, так и белорусы выставят именно российской компании.

Не пей водицу…

От Даугавпилса до Риги более 200 км. Даже если не брать во внимание плотины трех ГЭС — Плявиньской, Кегумсской и Рижской, то до латвийской столицы пятно дойдет еще не скоро. К тому же всегда можно перекрыть затворы плотины и остановить поток воды. После этого при помощи специальных реагентов нефтяное загрязнение в водохранилище ликвидируется. Поэтому серьезной угрозы для водоснабжения Риги (основной столичный водозабор находится в районе Рижской ГЭС) нет. А в других городах, расположенных по течению реки, вода в водопровод поступает из иных источников. Однако Агентство общественного здоровья уже предупредило жителей Латвии, чтобы они не использовали воду из Даугавы для питья и хозяйственных целей. Сигналом о прохождении нефтяного пятна, помимо радужных пятен на воде, послужит и характерный запах солярки на реке. Но даже и в обычных условиях вряд ли какой экстремал рискнет испить воды из Даугавы.


Написать комментарий