Российский шоу-бизнес в трауре

В среду 25 апреля в России объявлен траур по первому президенту России Борису Николаевичу Ельцину. Его правление запомнилось многим весомыми изменениями в политическом строе страны. Эти перемены сильно повлияли и на развитие российского шоу-бизнеса. Звезды поделились с Днями.Ру своими воспоминаниями о первом президенте и о том времени.

Лариса Долина, певица:

Я со вчерашнего дня нахожусь в состоянии шока. Я сейчас далеко, в Америке на записи альбома. Завтра концерт, как буду петь, честно говоря, не знаю. Мне очень грустно. Я неважно себя чувствую. И, к сожалению, не могу дозвониться до Наины уже второй день. Вот сегодня, все утро звоню. Я очень переживаю, как она там. Для меня “эпоха Ельцина” была очень важна. Я лично была знакома с Борисом Николаевичем, он в моей судьбе сыграл не последнюю роль, ведь именно из его рук я получила звание народной артистки России. Во-вторых, я была на очень знаменательной встрече, которая была посвящена 8 марта. Борис Николаевич пригласил 25 самых известных женщин России, и я была в их числе. Это было очень почетно. Там я смогла поближе познакомиться и с его семьей, и с ним самим. Он сделал революцию, забывать этого не стоит. Его правление сделало много хорошего для меня и моих коллег. Я считаю, что изменения в российском шоу-бизнесе началось еще при Горбачеве. Самое важное, что нам дал распад Советского Союза – это возможность зарабатывать. С приходом Ельцина к власти, многие артисты, наконец-то стали получать деньги. До него у нас не было такой возможности, у нас же были ставки за концерты, никаких гонораров. Ежегодно собирались комиссии, где люди, которые никакого отношения к искусству не имели, решали, кто из артистов будет сколько зарабатывать. Многие звезды волочили нищенское существование. Вы только представьте, за сольный концерт мы получали от 4 рублей 50 копеек до 19 рублей 50 копеек. И потом постепенно мы стали зарабатывать прилично, мы могли позволить себе купить то, о чем при Советском Союзе и мечтать не могли. Но, конечно, не все было так гладко. Ведь когда появилось слово “демократия” вылезли наружу все, кто сидел в подвалах, ведь все стало легальным. Мне, как музыканту, это не нравилось. Это был просто какой-то ужас. Особенно, это коснулось джаза. Интерес к нему упал, меня это очень пугало. Было разрешено все. Молодежь слушала металл, панк и так называемый рок, который к року не имел никакого отношения. Уровень музыкального интеллекта у молодежи резко упал, и сейчас, к сожалению, мало что изменилось. И именно тогда появилась дешевая вульгарная попса. Не популярная музыка, к которой я себя отношу, а именно попса!

Борис Моисеев, певец:

В эпоху Ельцина артисту стало легче дышать. Мы же сами стали свидетелями той эмоциональной, страстной и трагической бури, которая охватила молодое поколение, вывела на музыкальный олимп целый пласт новой эстрады. Мы проснулись в другой стране. Многие из тех, кто был на вершине, потеряли все, другие же получили возможность говорить предельно откровенно со своим зрителем, не опасаясь за свою жизнь, за свою свободу. Я хорошо помню августовский путч. Я как раз договаривался с одним человеком о долгосрочном проекте, а он мне говорит: “Не знаю, брат, за окном революция”. Я думаю: “О чем это он?” Пришел домой, включил телевизор, а там “Лебединое озеро” и Ельцин на танке. Ну, думаю, все, дожил. Самой первой эмоцией была радость, что весь этот абсурдный мир социализма наконец-то рушится. Я почувствовал всю историчность момента. Тот шоу бизнес, который мы сейчас имеем со всеми его достоинствами и недостатками прямое следствие той системы, которая была создана в стране на развалинах тоталитаризма. Музыка это всегда зеркальное отражение политики, оставаясь в стороне от политики, она теряет свой смысл. Ведь миром правят идеи, а побеждают идеи тех, чьи песни поет мир.К сожалению, мы оба знали друг друга лишь через призму телеэкрана. Но мне кажется, нас объединяет не только имя, но и бесконечное стремление к свободе и правде.

Николай Басков, певец:

Вы знаете, мой отец долгое время проработал в Министерстве обороны и для всей нашей семьи, как и для каждой военной семьи крушение страны стало огромной трагедией. И мне кажется неоценимая заслуга Ельцина в том, что он сумел не допустить еще большего раздробления государства.

То что не произошло повторения кровавых событий 17 года, братоубийственной гражданской войны это тоже, несомненно, его заслуга. Мне кажется самый больший его вклад в том, что Борис Николаевич обладал необходимой мудростью и проницательностью, чтобы не вмешиваться в шоу-бизнес. Политика не должна определять вектор движения искусства. Чем меньше эти две сферы пересекаются, тем свободнее и органичнее развивается искусство. Узнать Бориса Николаевича ближе мне довелось уже после его отставки. Это случилось на одном из правительственных концертов. Мне тогда показалось, что скинув этот тяжелейший груз ответственности именно в этот период он начал жить по настоящему. Во всяком случае, он выглядел невероятно счастливым человеком, который окружен заботой и любовью своих близких.

Александр Песков, пародист:

При той системе, которая существовала в Советском союзе практически до последних мгновений его существования, не смотря на все послабления и перестроечные веяния лично мне было бы просто не возможно донести жанр “синхро-буффонады” до моего зрителя. Артистам, предлагающим неординарные яркие, экспериментальные программы препятствия чинились во всех инстанциях всех уровней. Как пел Виктор Цой “Мы ждем перемен”. И мы действительно их жали. Искусство становилось оружием в борьбе за свободу. Первые годы становления “российского” шоу-бизнеса у меня почему-то до сих пор ассоциируются с необычайным хаосом и в тоже время с какой-то светлой эйфорией. Ведь в немалой степени благодаря переменам произошедшим в стране у меня, как и у многих других молодых артистов в один миг появилась возможность работать на большой сцене делать программы, скажем на сцене ГЦКЗ “Россия”. За несколько лет до этих событий на сцене Театра эстрады как раз состоялся мой дебют, поэтому я мог в полной мере оценить все перемены. А на момент распада союза, я как раз готовил свою вторую сольную программу. Вы знаете, я далеко не полностью одобряю его решения в области экономики, некоторые политические высказывания, но за то, что мы получили долгожданную свободу творчества, низкий ему поклон.

группа “Дискотека Авария”:

На отечественный шоу-бизнес распад СССР повлиял, на наш взгляд, положительно. И, прежде всего, мы бы сделали акцент на бизнес. А вот по поводу искусства, такое ощущение, что оно у нас немного ушло в подполье. Точнее, люди перестали интересоваться искусством – просто потому, что кушать было нечего. А когда кушать нечего – людям не до искусства! Действительно можно признать, что мы стали более свободными. Это положительный момент. А порой мы даже были развращенными – это, скорее, отрицательный момент. Конечно, имеется ввиду не конкретно “Дискотека Авария”, а все общество – в обоих аспектах. Ветер перемен чувствовался во всем. Мы находились на эмоциональном подъеме, несмотря на какие-то трудности, связанные и с тем что бедные мы все были, и с тем, что был период криминального разгула… Несмотря на все это, мы верили в лучшее. В то, что все изменится! Самое главное – что никому не мешал! Нам так кажется. Все работали, все самовыражались. Кто хотел чего-то достичь, и был достоин внимания зрителей, тот удостаивался победы и любви! В эпоху правления Бориса Николаевича многие произведения искусства вернулись в Россию. Храм Христа Спасителя восстановили. А еще вспомните незабываемый момент – Борис Николаевич однажды дирижировал оркестром! Многогранная была личность…


Написать комментарий