Банк передумал. Стройка встала

Крупные скандинавские банки, давно работающие в Латвии, изменили свою кредитную политику. Своим видением ситуации с «Часом» поделился председатель правления строительной компании Modulors Виктор Шром.

«Задумали мы проект…»

- Мы с компаньонами задумали серьезный инвестиционный проект жилищного строительства. Я – латвийский строитель, компаньоны – тоже, и мы прекрасно понимаем, что жилье людям очень нужно. Нам предложили хороший участок в 5,5 гектара на берегу Даугавы, неподалеку от Икшкиле. Мы поняли, что он мог бы стать замечательным местом для проживания сотен людей за городом и у реки, но со всеми удобствами – планировался даже детский садик. У нас уже есть удачный опыт строительства подобного жилого микрорайона в Межциемсе, за магазином Sky, где заканчивается первая очередь и скоро начинается вторая.

Икшкильская дума дала свое добро на постройку 30 тысяч кв. м жилой площади. Отмечу: это не элитарное жилье, а квартиры для среднего класса по цене около 1700 евро за кв. метр с отделкой под ключ. И это при нынешних ценах на стройматериалы, которые постоянно растут, иногда совершенно непонятно почему…

Мы все тщательно просчитали и полтора месяца тому назад пошли в один из авторитетных шведских банков, имея полный экономический расклад на два года вперед. Слушая нас, банкиры одобрительно кивали головами, а затем в письменной форме выразили заинтересованность в сотрудничестве и обещали предоставить кредит. Тем более что я попросил открыть кредитную линию под средства моей компании, которые пять раз могут покрыть сумму, о которой шла речь.

Отлично, ответили мне, кредит вам дадим хоть в латах, хоть в евро и сразу же после выкупа земли и получения проекта готовы предоставить 100-процентное финансирование строительства. Определили нам и кредитный процент, который нас устроил. И мы стали оформлять покупку земли.

«Будем выполнять директивы»

- И вдруг выясняется, что в банке резко и полностью поменялась кредитная политика. Устно нам было заявлено, что на 100-процентное финансирование рассчитывать не приходится. Кредит может быть выдан только в латах и под залог всего, что у нас есть, включая личное имущество владельца фирмы. Я спрашиваю, почему кредит в латах? У него же процентная ставка привязана к индексу RIGIBOR, и он вырос до 10%, поэтому я хочу кредит в евро, у которого индекс только 4%. К тому же банк официально уже дал мне предварительное кредитное предложение именно в евро. Нет, отвечают, политика банка теперь такая: если у вас основной оборот в латах, то и кредит будет в латах. Мы, мол, сильно опасаемся девальвации лата, а поэтому будем выполнять директивы по борьбе с инфляцией.

Так меня подставили… Мне завтра нужно заключить договор о покупке земли и в течение двух недель произвести расчет, а банк мне сегодня заявляет, что на кредит я могу не рассчитывать.

Мне придется срочно искать другой банк с приемлемыми условиями кредитования. Пора, я считаю, перехватывать инициативу местным банкам, которые лучше знают латвийские реалии и могут отличать спекулянтов от фирм с долгой и благополучной историей.

Поделившись с коллегами, узнал, что я не один такой. Количество девелоперов, сотрудничавших с банками, резко сократилось, поэтому многие проекты останавливаются, никто не ведет подготовительных работ. Все замерли и выжидают.

- Землю я так или иначе куплю. Но теперь это будет простым вложением денег, которые, конечно, не пропадут. А пропасть может проект строительства жилья по приемлемой для людей цене. Жилье сегодня построено не будет, завтра люди его не купят, а вынуждены будут купить когда-то потом, но уже по новой цене. И ниже она не будет!

Что будет дальше?

- Еще полгода в строительстве все будет катиться по инерции – и деньги будут двигаться, и люди будут заняты… Потом наступит спад и, возможно, полная остановка. Строительные рабочие окончательно разъедутся по ирландиям.

Весной следующего года правительство начнет лихорадочно принимать очередные меры по привлечению рабочей силы. В Латвии появится армия дешевых гастарбайтеров, которые денег в стране тратить не станут, а будут только копить и отправлять на родину.

Я как гражданин опасаюсь этого «миграционного насоса» и непредсказуемых последствий его работы, с которыми сейчас столкнулись, например, французы…

Возможно, благодаря армии гастарбайтеров инфляция временно и сократится, зато махровым цветом расцветет частное строительство особняков, в котором крутится «черный нал». Мои рабочие открыто говорят: спасибо тебе за социальную защиту, за регулярную зарплату. Но, извини, мы уходим – у частника заработки в два-три раза больше.

Что им ответить? Строительство особняков составляет как минимум 25% от всего объема строительства. Там строители не платят налогов, а контролирующие чиновники закрывают на это глаза, потому что где крутятся большие живые деньги, там им хорошо. И никакая инфляция им не страшна!

Взгляд из-за моря

«В экономике стран Балтии все более заметными становятся признаки перегрева, что создает угрозу риска для шведских банков, работающих в этом регионе», – заявил в минувший четверг Центральный банк Швеции. Риски относятся прежде всего к Латвии и проявляются прежде всего на рынках, связанных с кредитованием и недвижимостью.

Кстати

В Латвии в минувшем году каждый четвертый житель работал без трудового договора или получал зарплату в конверте.

Самые «нечистые» отрасли: это охрана (нарушения констатированы на 55% предприятий) и строительство (38%).

Среди профессий, где чаще всего можно встретить «нелегалов», строители – 45% работают без оформленных договоров.

(По оценкам министерства благосостояния.)


Написать комментарий