Вето России на независимость Косово охладит отношения с ЕС – эксперт

Российское вето при голосовании в СБ ООН по резолюции, наделяющей Косово независимостью после отведенных 120 дней на переговоры с Белградом , охладит отношения России с Западом и осложнит отношения страны со всем миром, заявила посол Великобритании в ООН Джессика Пирс.

“Мы не хотим вето России и надеемся, что его не будет. В противном случае, это серьезно охладит отношения России со странами Европейского Союза. Я не хочу сейчас спекулировать на эту тему и говорить о неких мерах наказания. Но мы не понимаем, почему Россия хочет заблокировать это решение, столь животрепещущее для Европы”, – сказала Пирс в интервью РИА Новости.

По ее словам, негативная реакция России на оглашение плана Марти Ахтисаари, мандат которого был определен Советом Безопасности и Россией в том числе, была неожиданной для стран ЕС.

“Это была внезапная, странная и неожиданная реакция России, хотя план Ахтисаари разрабатывался совместно, в том числе и с Москвой, направившей своих дипломатов в команду Ахтисаари, и никаких сюрпризов в нем не было”, – сказала Пирс.

Она отметила, что до марта-апреля нынешнего года сотрудничество России и Запада в урегулировании балканского кризиса было довольно конструктивным, а вовлечение Косово и Белграда в орбиту ЕС и НАТО, по ее мнению, не ущемляет интересы Москвы, так как геополитически оба субъекта уже граничат со странами Евросоюза.

“Мы пошли на уступки России, которая настаивала на продолжении переговоров между Белградом и Приштиной – на это отведено 120 дней -, хотя мы и скептически настроены к этим переговорам. Определяя такой срок, мы исходили их того, что в случае несостоявшегося диалога напряжение в крае будет расти. Если у Белграда есть серьезные предложения Приштине, то этого срока вполне достаточно. Дейтонские соглашения были достигнуты в более сжатые сроки, нежели определенные в этом документе”, – сказала Пирс.

Дейтонские соглашения о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившие конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 годах, были подписаны лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Югославии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом при участии стран-гарантов – США, России, Германии, Великобритании и Франции.

“Если СБ ООН не сможет принять решения по статусу Косово, это создаст очень опасную ситуацию как в самом Косово, где положение дел может резко осложниться, так и в мире. Это будет очень неблагоприятный сценарий для Европы, для СБ ООН и для России, на которую будут указывать как на виновницу возможного нового кризиса”, – отметила Пирс.

Она допустила, что в этом случае политический сценарий определения статуса Косово уйдет за рамки ООН и Совета Безопасности, где страны сами будут определять свои отношения с правительством Косово в случае его самопровозглашения.

“Что касается Сербии, то она сама тормозит свою интеграцию в ЕС. Чтобы начать переговоры на более высокой стадии о ее вступлении в ЕС, Белград должен выполнить три условия – признать независимость Косово, продвинуться по пути реформ и продемонстрировать активное сотрудничество с международным трибуналам. Кое-какие сдвиги есть, но явно недостаточные ", – сказала Пирс.

Она напомнила, что при определении статуса такой страны, как Восточный Тимор (бывшая португальская и индонезийская колония), СБ ООН руководствовался результатами референдума, на котором 76% населения проголосовали за независимость. На референдуме в Косово около 90% жителей поддержали идею отделения от Сербии.

“Мы очень хотим, чтобы Россия включилась в работу над документом по статусу Косово, но Россия этого не хочет”, – посетовала Пирс.

Россия продолжает настаивать на продолжении переговоров без временных рамок вплоть до согласия Белграда и исполнения стандартов безопасности, предусматривающих, в том числе, возвращение всех беженцев в Косово.


Написать комментарий