США против Ирана: удары с воздуха или вторжение?

Мир должен готовиться к возможной войне с Ираном. Эту мысль недавно озвучил министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Пентагон же утвердил список из двух тысяч потенциальных целей на территории Исламской Республики. Если начнется их бомбардировка, то нефть может подорожать до 150 долларов за баррель.

Сценарии войны в Иране

В последние дни в ряде СМИ появилась информация о том, что администрация Джорджа Буша готовится весной или летом будущего года нанести по Ирану упреждающий удар. Каким он будет? Возможные сценарии развития вооруженного конфликта анализируют «Известия».

Первый вариант

Соединенные Штаты, как и в случае с Ираком, начинают сухопутную войну, захватывают Тегеран и свергают «режим аятолл». Для «окончательного решения» иранской проблемы это, конечно же, самый надежный путь. Только оккупация Ирана может дать американцам стопроцентную гарантию, что с пресловутой ядерной программой покончено раз и навсегда. К тому же велик соблазн устранить президента Махмуда Ахмадинежада, который по части антиамериканизма даст фору даже покойному Саддаму Хусейну.

Но возникает вопрос: справится ли Америка с решением столь грандиозной задачи? Ведь Иран – это не обескровленный санкциями саддамовский Ирак с его полуразложившейся армией. Иран – 70-миллионная страна площадью с три Франции. Оккупировать ее уже проблематично, а держать под контролем – едва ли под силу даже единственной сверхдержаве. Для этого понадобится не 168 тысяч американских солдат, как сегодня в Ираке, а по меньшей мере полмиллиона. Есть ли у Соединенных Штатов «в запасе» такая группировка? Откуда взять сотни миллиардов долларов, которые неизбежно потребует «большая битва» с аятоллами? Потянет ли Америка войну на три фронта – учитывая, что ни в Ираке, ни в Афганистане обещанное «мирное урегулирование» все никак не наступает?

Второй вариант

США наносят удары с воздуха и с моря по двум тысячам утвержденных Пентагоном целей. Задача – вывести из строя основные «стратегические объекты», отбросить на десятки лет назад иранскую ядерную программу. По возможности – уничтожить высшее руководство страны.

По сравнению с сухопутной войной этот вариант для американцев – «щадящий». Потери будут исчисляться не тысячами, а максимум десятками человек (пилоты сбитых самолетов). Но при этом нет никаких гарантий, что иранцы прекратят ядерные разработки. Как американцы узнают, не оккупировав страну, какие подземные лаборатории уничтожены, а какие нет? К тому же бомбежки сделают иранских правителей еще более непримиримыми по отношению к США. И можно не сомневаться: иранцы придумают, как доставить большие неприятности американским военным в соседних Ираке и Афганистане. Особенно в Ираке, где большинство населения составляют шииты, ориентирующиеся на Тегеран.

Третий вариант

Войны не будет. Американцы специально «слили» в прессу информацию о планах Пентагона, чтобы оказать психологическое давление на Иран. А заодно – и на другие страны, что может принести плоды в преддверии сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой именно иранский кризис будет в центре внимания. Расчет делается на то, что партнеры Вашингтона испугаются военного сценария и согласятся на любой альтернативный вариант. Например – на новые санкции против Тегерана.

При этом ни в Вашингтоне, ни в других мировых столицах особых иллюзий не питают: никакие санкции Ахмадинежада не остановят. Не для того он играет на обострение, демонстративно бросает вызов США, чтобы пойти на попятную, выполнить все требования Джорджа Буша и свернуть ядерную программу. Похоже, иранцы не верят, что Вашингтон решится развязать против них войну. Потому и ведут себя так вызывающе.

Россия – против силового решения

Россия очень обеспокоена появившимися сообщениями о возможности военной акции против Ирана. Об этом заявил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров. «Я думаю, что мы не должны забывать о той части договоренности, которая предполагает развитие диалога с Ираном, в том числе по урегулированию вопросов, касающихся его ядерной программы, торгово-экономическим делам и безопасности», – сказал Лавров. «Особенно вызывает беспокойство множащиеся сообщения о возможном осуществлении военной акции против Ирана», – заявил он.

Москва не раз заявляла, что на Иран бессмысленно давить, с ним нужно пытаться договариваться, и в подтверждение своей позиции неоднократно «спасала» Тегеран в Совбезе ООН, блокируя принятие слишком жестких резолюций. Российские дипломаты объясняют эту позицию так: сначала надо доказать, что иранская ядерная программа действительно носит военный характер, а потом уже принимать меры. Москва периодически пытается стать мостиком между Тегераном и Западом. Следующая такая попытка последует скоро: уже в октябре пройдет саммит глав прикаспийских государств, к числу которых относятся Россия и Иран, причем состояться он должен именно в Тегеране.

Против использования военной силы против Ирана выступает и Международное агентство по атомной энергии. В МАГАТЭ считают, что единственный путь разрешения иранской ядерной проблемы – диалог. «Мы не должны использовать силу, особенно после тех уроков, которые мы извлекли из Ирака, – сказал на брифинге глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи. – Я не вижу опасности в Иране». По словам Барадеи, Тегеран обязан сотрудничать с МАГАТЭ, чтобы прояснить остающиеся вопросы по иранской ядерной программе. Он также призвал Тегеран выполнить требования Совета Безопасности и приостановить обогащение урана.


Написать комментарий