Время собирать камни

10 января наш читатель прислал информацию на сайт газеты "Динабург вести" и рассказал о состоянии дамбы и проржавевших знаках на ней. Читатель рассказал, что например, в Польше, на реке Висла, скошен весь кустарник на дамбе до самого берега и дамба имеет ухоженный вид. Читатель призывает хотя бы раз в году скашивать весь кустарник на дамбе - она ведь лицо города. Наш неравнодушный горожанин поднял очень важную проблему, ибо постройка дамбы имеет историческое значение для города, а спроектировал ее русский инженер Павел Мельников. Проблема дамбы гораздо глубже - ее нужно основательно ремонтировать. Где взять деньги?

На этот вопрос отвечает руководитель Департамента развития города Думы  Инга Голдберга:

- Для того, чтобы приступить к ремонту дамбы, необходимо провести исследовательские работы. Об этом более подробно может рассказать государственный инспектор по охране памятников Валентина Смертьева. Я согласна с тем, что Динабургская крепость и дамба – это единая система гидротехнических сооружений. При разработке проекта и привлечении средств из еврофондов, наш Департамент обязательно будет учитывать и реставрацию дамбы. Каждый год коммунальные службы города получают небольшие суммы на ремонт дамбы, но это не может полностью решить всех проблем этого сооружения. Я очень надеюсь, что включение дамбы в проект развития крепости принесет те средства, которые необходимы для сохранения этого памятника.

Проект Мельникова был лучшим

В апреле 1828 года инженер-капитан Павел Мельников, выпускник Института корпуса путей сообщения, был командирован в Прибалтику для ведения работ по улучшению судоходства по реке Западная Двина (ныне Даугава). Во время пребывания Мельникова на Западной Двине строители Динабургской крепости готовились к ее открытию и освящению. Однако у Динабурга, города и крепости, были серьезные проблемы с норовистой Двиной. Весенние и осенние разливы реки наносили серьезный ущерб Крепости и Форштадтам города. В 1816 году наводнение разрушило часть строений, нанеся ущерб в 130 тысяч рублей, а наводнение в 1829 году принесло неменьший вред.

В ноябре 1821 Великий князь Николай Павлович доложил императору о частых разливах реки и том ущербе, который приходится терпеть жителям города и крепостному сооружению. Император Александр I приказал директору Департамента путей сообщения найти способ защиты от наводнений. Эту задачу предстояло решать директору Института корпуса путей сообщения генералу Августу Бетанкуру. В 1822 году за исследования взялся инженер-полковник Зеге фон Лауренбург. Работа Лауренбурга результатов не принесла, и в Динабург был послан инженер-полковник Трегер. Предложения полковника Трегера о спрямлении реки и прорытии водоотводного канала Бетанкур счел не достигающими цели и чрезмерно дорогими. Поставленная императором Александром I задача при жизни Бетанкура и самого царя выполнена не была.

Наступил звездный час инженера-капитана Мельникова. Он изучил норовистый характер реки Западная Двина и пришел к выводу, что бороться надо не с наводнениями, а защищать город и крепость путем строительства специальной дамбы, ограждающей Крепость и форштадты города со стороны реки. При осуществлении проекта Крепость и город получили ряд преимуществ: Крепость получила возможность пользоваться наводнениями в оборонительных целях, а сама дамба служила при поднятии воды хорошей и безопасной дорогой по правому берегу реки, в том числе и для сообщения с левым берегом. Кроме всего, проект инженера Павла Мельникова спас репутацию его института, где он имел честь учиться, но не смог справиться с этой проблемой с 1821 года. На молодого инженера-путейца обратил внимание сам император Николай I. Дамба была построена с некоторой задержкой из-за вспыхнувшего польского восстания 1831 года. Строительство ее было завершено в 1841 году.

Что имеем, не храним

166 лет защитная дамба не раз спасала горожан от наводнений. В каком состоянии дамба в наше время? Старший государственный инспектор по защите памятников архитектуры в Даугавпилсе Валентина Смертьева рассказала журналисту следующее: “Государственная инспекция не один раз составляла предписания о том, что дамба нуждается в ремонте. Документы передавались в городскую Думу, но деньги на ремонт старинного сооружения выделялись скудно”.

Журналист побывал на дамбе со стороны центральной улицы Ригас, где имеется старинный виадук с выходом на Даугаву. Если по самой дамбе движется транспорт и разрушает верхнюю часть старинного сооружения, то со стороны Даугавы, воды реки разрушают откосы дамбы, выложенные камнями. Тесаные гранитные камни самого виадука выпадают из основания, хотя и были скреплены металлическими скобами во времена строительства дамбы.

В предписании Государственной инспекции по охране памятников сказано: “Для исследования дамбы необходимо бить шурфы, чтобы определить слои залегания строительных материалов при ее сооружении. Камни на откосах дамбы укладывать на зернистый песок, но не крепить их раствором цемента”.

Откосы дамбы заросли кустарником и деревьями, которые вместе с половодьем вытесняют камни с откоса. А вот что было написано в газете “Красное знамя” 24 июня 1956 года в письме Н.Иешина: “Весной нынешнего года воды реки смыли облицовочные камни, обнажили корневую систему тополей, посаженных вдоль дамбы. Особенно это бросается в глаза на правом берегу Даугавы, напротив парка”.

Многих горожан возмущала массовая вырубка старых деревьев на дамбе, но эта мера себя полностью оправдала и обезопасила водителей транспорта от ударов деревьев во время ураганов. И все же правы старожилы города, когда говоря о любимой “дамбочке” заявляют: “Что имеем, не храним”.

Павел Коршенков

17.01.2008 , 09:35

"Динабург Вести"


Написать комментарий