Кто услышит ребенка?

В январе две даугавпилсские школьницы покончили жизнь самоубийством. Они учились в разных школах. Одной было 15 лет, другой 18. Мы сознательно не сообщали об этих печальных происшествиях, чтобы лишний раз не травмировать близких погибших, но именно эти события послужили поводом для того, чтобы пригласить на открытый разговор с читателями инспектора по защите прав детей Управления образования Майю Лаздане. И все-таки одна женщина, из дозвонившихся в редакцию, затронула тему детского суицида.

- Не надо искать виноватых и крайних! Правоохранительные органы не нашли состава преступления, это был добровольный уход из жизни. В школе не заметили в поведении детей ничего, что вызвало бы тревогу. Не понятно, почему девушки приняли такое решение. И с этим чувством вины нам всем придется жить, а вдруг именно мое участие, разговор изменили бы их намерения. Остались родственники и друзья погибших, у них большое горе, и кто дал право общественности лезть в чужую жизнь? Больше об этих двух случаях – ни слова.

Что надо делать, чтобы подобное не произошло в любой другой семье? Этот вопрос часто звучит. Остановлюсь на двух аспектах.

Во-первых, взаимоотношения в семье. Родители своим положительным примером должны вести ребенка по жизни. Если в семье доверительные отношения, то родители знают, где сейчас находится их ребенок, с кем он дружит, какие у него интересы, таланты и мечты, как дела в школе. Мы обязаны быть рядом со своими детьми. Умные, воспитанные, интеллигентные родители найдут решение детских проблем. Не зря говорят, воспитай сначала себя, а потом уже воспитывай своего ребенка. “Меня не понимают родители”, – это самая распространенная жалоба подростка. Друзья по двору или школе понимают, а родители нет, им некогда, они деньги для семьи зарабатывают, выматываясь на работе.

Во-вторых, это здоровье ребенка. Родитель прекрасно чувствует, когда поведение его ребенка уже не является детской шалостью. Возможно, ребенка нужно показать врачу или психологу. Но здесь срабатывает барьер родительского страха: вот соседи или родственники узнают, что ребенок наблюдается у психиатра или невропатолога, будут смеяться. За здоровьем своего чада нужно очень внимательно следить. Нельзя оставлять его один на один с проблемами.

- Порой для решения какой-то проблемы достаточно просто выговориться, чтобы тебя кто-то выслушал. В Даугавпилсе есть центры психологической помощи, телефон доверия для подростков?

- Конечно, у школьников есть полная информация, где они могут получить психологическую помощь. Более того, телефоны этих служб висят на видном месте в каждой школе. В школе ребенку могут помочь классный руководитель, психолог, социальный педагог. Успех такого диалога основан на доверии. В Латвии есть бесплатный круглосуточный телефон доверия для детей и подростков – 8006008. Даугавпилсские школьники звонят нечасто: как помириться девушке и парню после ссоры, как уладить конфликт с родителями, как записаться на прием к гинекологу и др.. Иногда шутят, выдумывают истории, которые мы потом расследуем. Помощь ребенку обязательно окажут в Сиротском суде (5424453), Государственной инспекции по правам детей (5422336), Центре психологической помощи (5421309).

- Мне скоро исполнится 17 лет. Имею ли я право ходить в ночные клубы на дискотеку?

- По латвийскому законодательству ребенком человек считается до 18-летнего возраста. В Даугавпилсе ребенок до 16 лет может находиться в общественных местах до 23 часов, а позднее только в сопровождении взрослых. Есть ночные клубы, в которые не пускают несовершеннолетних. На ночную дискотеку можно пойти, но только с разрешения родителей.

- Соседские дети с пацанами курят на лестничной клетке, бывает, пьют пиво. Куда нужно жаловаться?

- Подобные жалобы примет муниципальная полиция, а административная комиссия накажет родителей за плохое воспитание. Вам станет от этого легче или на лестничной площадке будет чище? Сомневаюсь. Эти подростки выросли на ваших глазах, а для вас они по-прежнему дети. Они курят, пьют пиво и уверены, что это правильно, раз никто им не делает замечание. А если ни один сосед не пройдет равнодушно мимо, по-хорошему сделает замечание, поговорит, разъяснит, то будет положительный результат. На агрессию молодежь ответит агрессией. Где подросткам тусоваться, если не в подъезде родного дома.

- Гости города отмечают, что у нас на улицах не встретишь детей-попрошаек. Так ли это в действительности?

- У нас нет уличных детей. Это я вам заявляю со всей ответственностью. Вряд ли вы на улице встретите маленьких попрошаек, потому что не один год целенаправленно с проблемой работали структуры, курирующие неблагополучные семьи (Сиротский суд, Управление социальных дел, полиция). Поэтому дети социального риска под контролем. Кроме того, вы не встретите на улицах компании подростков-бродяг. В Риге увидите, а у нас нет. Что примечательно, если к кому-то в офис вдруг заглянул попрошайка, люди звонят мне, в Сиротский суд или полицию.

- Звонит бабушка. Подскажите, что делать. Родители не живут вместе, сейчас разводятся. Сиротским судом определено время встреч отца с сыном, но отец с этим не считается и может забрать ребенка из садика, не предупредив мать.

- Вам лучше подойти ко мне в Управление образования (ул. Саулес, 7, телефон 5407439). Приемное время – по понедельникам с 13.00 до 17.00, по четвергам – с 8.00 до 12.00. Будем разбираться в деталях индивидуально. В подобных случаях заложником родительского конфликта всегда является ребенок. Когда начинаются разборки, родителям не до чувств маленького человека, они его делят. Выяснение отношений при детях потом откликается проблемами со здоровьем у ребенка, с учебой, нарушением сна и поведения. Родители вызывают у ребенка чувство вины: я был не таким хорошим, поэтому мама с папой развелись. Научитесь цивилизованно расставаться! И после развода никто не отнимает у вас права заботиться о ребенке и воспитывать его.

- Как-то знакомая пожаловалась: при незначительной размолвке дочка пригрозила маме, что позвонит куда следует и скажет, что ее дома бьют. На практике такие случаи бывают?

- Крайне редко. Разбираем каждую ситуацию, и неправда всегда выясняется. Дети хорошо знают не только свои права, но и обязанности. А если с вами кто-то заговорит на повышенных тонах, да при посторонних людях, что вы испытаете? Вот и у ребенка срабатывает защитная реакция, когда на него мама повышает голос. Дети тоже личности. А повышенный голос родителей говорит об их слабости и некомпетентности, о личных проблемах, желании сорвать свою злость на зависимых людях. Мы взрослые и должны достойно выходить из любой ситуации, подавая положительный пример детям.

Но были случаи, когда детей по-настоящему били. Из детского сада или школы нам сообщали о синяках от побоев, и начиналось разбирательство. Мы беседуем с такими родителями.

Внешне они благополучные люди и искренне не понимают, за что их вызвала инспектор по защите прав детей. Их родители физически наказывали, и они взяли на вооружение такие методы воспитания.

Закон запрещает бить ребенка! Это физическое насилие, которое наказуемо. И по всем моральным законам это низко.

- На днях в СМИ развернулась острая дискуссия о праве однополых семейных пар усыновлять детей. Судебный прецедент в пользу лесбийской пары уже есть. Каково мнение на сей счет инспектора по защите прав детей?

- Что такое семья по закону Латвии? Это официальный брак между мужчиной и женщиной. Они имеют право адоптировать ребенка. Ребенок по закону имеет право на семью, то есть маму и папу. Латвийские законы защищают детей, родителей, семью в ее классическом понимании. Я надеюсь, что так будет и впредь.
Мое личное мнение: однополый брак – это не семья, а партнерский союз по определенным интересам.

Жанна РОМАНОВСКАЯ

31.01.2008 , 16:26

"Сейчас"


Написать комментарий