Айнарс Шлесерс: «Будущее Даугавпилса – в транзите!»

фото Марии СРИБНОЙ
фото Марии СРИБНОЙ
Вопросы развития Даугавпилса всегда были связаны с транзитным потоком, что течет через город. Будет ли он уменьшаться или, напротив, расти? Как станет развиваться железнодорожная сеть? Не пойдут ли грузы в обход? Когда дороги приведут в порядок? Что даст городу аэропорт? На все эти вопросы "Экспресс-неделе" отвечает министр путей сообщения Айнарс Шлесерс.

Расширять бутылочные горлышки…

– Насколько конкуренция между прибалтийскими республиками влияет на объемы транзита, что идет через Латвию?

– В конкурентных отношениях состоят между собой не только сами страны Балтии, это отношения распространяются и на города. Рига конкурирует с Лиепаей и Вентспилсом, Елгава с Екабпилсом, Даугавпилс с Резекне. В свою очередь, разные фирмы одного города свободно конкурируют друг с другом. Это очень хорошо – ведь чем выше уровень конкуренции, тем больше уровень грузопотока в целом. Что касается нас, правительства, то наша задача состоит в том, чтобы условия жизнедеятельности конкурирующих фирм обеспечивались как можно лучше. Этим мы обеспечиваем наши преимущества по отношению к соседям по прибалтийскому региону. Поэтому мы сейчас огромные усилия и средства вкладываем в совершенствование железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, программу региональных аэропортов, развитие терминалов. Все это должно органично развиваться в рамках единой модели экономического развития. Огромное значение имеет грамотное устройство транспортных коридоров, связывающих Латвию с Россией и другими странами. К примеру, тот же контейнерный бизнес развивается быстрыми темпами, и если мы не сможем обеспечить бесперебойное движение контейнерных потоков по магистралям Латвии к нашим портам, то столкнемся с огромнейшими проблемами и убытками. К сожалению, сейчас пятидесятикилометровые автомобильные очереди на наших восточных границах – это не редкость. Но мы должны работать над тем, чтобы снять остроту вопроса, сделать все, чтобы ликвидировать эти пробки.

– То есть, объем транзита будет повышаться?

– Да, мы считаем, что латвийские порты могут и должны в значительной степени повысить уровень своего грузооборота. Причем речь идет не только о грузопотоках из России в Европу, но и из Европы в Россию. Сейчас в рижском порту уже работает один из новых терминалов, правда, не слишком большой, рассчитанный на 200 тысяч контейнеров в год. Однако, сейчас мы в сотрудничестве с россиянами работаем над проектом куда большего терминала – на 2 миллиона контейнеров ежегодно. Думается, что в скором времени рижский порт сможет осилить 5-7 миллионов контейнеров в течение каждого года. Разумеется, мы никогда не сможем этого добиться, если не будут четко оформлены наши партнерские отношения с российской железной дорогой, если мы не будем совместно работать над расширением “бутылочных горлышек”, зачастую связывающих нас.

Грузов хватит на всех…

– Ну а насколько российский “дискриминационный” железнодорожный тариф сказывается на объеме перевозок?

– Тут не все вертится только вокруг латвийско-российских взаимоотношений, это вопрос совместной политики Евросоюза и России в целом. Как обещают наши российские коллеги, в 2009 году тариф будет выровнен, так как их страна готовится к вступлению в ВТО. Нам нужна уверенность в том, что мы всегда сможем договориться с россиянами и найти в их лице взаимодействие при решении многих проблем. К счастью, во время визита руководителя российской железнодорожной системы г-на Якунина, мы четко договорились с ним о сотрудничестве и координации.

– Как будет развиваться наша железнодорожная система близ восточных границ? И какова здесь роль Даугавпилса?

– Мы все знаем, что творится на автодорожных пропускных пунктах на восточной границе. Если же мы не будем инвестировать железнодорожную сеть, то рискуем столкнуться с повторением этого неприятнейшего явления – уже на железнодорожных путях. Надо вкладывать средства в новые сортировочные станции наподобие той, которая была построена в Резекне. Что касается Даугавпилса, то он сохранит значение важнейшего транспортного узла и в будущем, в этом – перспективы города. Рядом с Даугавпилсом – Беларусь, а наш товарообмен с этой республикой тоже будет набирать объемы, причем быстрыми темпами. Грузов, работы должно хватить на всех, поэтому необоснованной выглядит тревога некоторых неумных людей, что Даугавпилс в будущем может лишиться какой-то доли транзитного “пирога”. Абсолютная глупость! Тенденция развития бизнеса в вашем регионе четко показывает: несмотря на спад в некоторых деловых сферах, транспортной области это совершенно не коснулось.

Разворовали все!

– А какова стратегия отрасли в целом?

– Нам нужно увеличивать не только количество, но и качество наших грузов. То есть, к примеру, надо сказать “нет!” насыпному углю и произнести “да!” контейнерам. Если правильно учитывать мировые тенденции, то, максимально расширяя сферу контейнерных перевозок, мы сможем замечательно заработать на этом.

– Часто пугают тем, что Россия в будущем станет осуществлять перевозку грузов только через свои порты…

– Посмотрите на карту России, и вы увидите, что она не сможет, даже при всем желании, обеспечить транспортировку своих грузов исключительно через собственные порты. Конечно, они будут стараться, чтобы в эти порты пошла по возможности большая часть их грузов – это факт. Но те 60 миллионов грузооборота, что прошли через наши порты в течение прошлого года – львиная их доля из России и Белоруссии. Верьте мне: если б мы сейчас сказали, что закрываем свои порты, наши соседи оказались бы в тяжелейшей, неразрешимой ситуации. Наши магистрали и порты являются неотъемлемой частью системы российской экономики. Это все равно как если вы спросите немца о крупнейшем порте Германии, и он честно ответит вам: голландский Роттердам.

– На какой стадии сейчас находится воплощение программы региональных аэропортов?

– Проблем, конечно, там много. Мы выделили 20 миллионов евро на развитие инфраструктуры региональных аэропортов, но сейчас все они находятся в разных стадиях строительства и жизнедеятельности. Так, Лиепая уже наладила рейсы в столицу, на очереди установление авиасвязи с Гамбургом и Копенгагеном. Вентспилс – там еще идет техническая подготовка проекта. С Даугавпилсом в этом плане оказалось сложнее всего – тут предстоит столкнуться с максимальным количеством проблем. Почему? Да потому что разворовали все! Не мне напоминать вам, как ваш аэропорт был приватизирован и разграблен подчистую. Сейчас Даугавпилсской Думе все приходится создавать почти с нуля, потому на это уйдет куда больше времени, чем в том же Вентспилсе. Другое дело, что мы знаем эти проблемы и отступаться от их решения не собираемся.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

27.02.2008 , 15:18

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий