Борис душевно поднимает

15 марта наши соседи – Республика Белорусь – отмечает День Конституции. К этому дню корреспонденты "Нашей Газеты" решили встретиться с нашими белоруссами.

Тем более, что искать долго не надо — в Даугавпилсе вот 15 лет успешно действует белорусско-просветительское общество “Уздым”.

И уже 5 лет общество возглавляет очень энергичный и творческий человек —  Борис Иванов. Тем более, что название возглавляемого общества обязывает быть на высоте. Ведь “уздымать”, следуя дословному переводу с белорусского на русский язык означает — “поднимать”. А существительное “уздым” ближе всего по смыслу переводится, как “душевный подъем”.

Цельный образ

Белорусское общество “Уздым” хорошо знают в нашем городе: его коллективы ни одного городского праздника не пропускают — выступают с концертами. Всех этих людей отличает какая-то особая душевность, они подкупают искренностью и отзывчивостью. И Борис Иванов всегда в центре событий, а когда сам не участвует в театральном или певческом действии, то всегда где-то поблизости со “своими”, глаза блестят и видно что очень переживает: “Конечно, все очень близко к сердцу принимаю. Сопереживаю. Если кто-то на сцене выступает — поет или танцует — я себя так ощущаю, будто сам с ними нахожусь на сцене. И душа поет! Горжусь ими!”

И продолжает: "Наша генеральная линия — это не просто отдельные коллективы, а цельный образ! Я хочу всех включить в эти выступления, чтобы мы все единой миссией составляли представление о белорусской многогранной культуре — от чисто фольклерных коллективов как “Купалинка” до лирических профессиональных “Ластавок”, от театральных постановок до фольклерных праздников. А танцевальный коллектив “Лянок” все это наше общее действие связывает своими танцами".

И даже сами по себе выступления коллективов “Уздыма” — это не самоцель. Цель — клубная работа. Главное — люди! Все в этом обществе делается для людей, для тех, кто имеет нечто общее, все они — белорусы.

Вольное Перебродье

“Я впитал и белорусскую и русскую культуру. Школу закончил на белорусском языке. Белорусская культура пропитала меня как воздух. Все детство я провел в деревне под названием Перебродье, из которой вышло два народных артиста республики Белорусь — Юневич и Шуманский. Кстати, оба были учениками моего отца. Сейчас они уже умерли, но когда я был десятилетним мальчишкой, то уже тогда они были известными исполнителями.

Вообще деревня была с богатыми традиями. Представьте себе — сама деревня стоит между двух озер, а весной, когда стоит тихая, вечерняя вода, то молодежь выезжала на лодках и устраивали распевки деревенские. Брали с собой музыкальные инструменты — скрипку, гармошку, баян и мандолину. Многие отчего-то у нас в деревне играли именно на мандолине. В школе не было фортепиано, а мандалина была… И такой звук стоял над озером!" — вспомнает Борис Феофанович.

Стремление учиться

“Главное чему меня научили родители — разносторонности. Мои отец и мать были учителями. Отец был образован во многих областях. И до своих последних дней не сидел без дела — все время что-то придумывал, изобретал. Представьте, инвалид (одна нога короче другой, не гнется в тазобедренном суставе), а он до сада добирается с двумя палочками и косу еще на плече несет. Добрался до сада, косит траву, чтобы дом утеплить. Потом ведь надо траву к дому поднять, а дом на горке… Он берет тачку. Около дома сделан ворот, стоит веревку наматывает и тачку поднимает. Такой был неугомонный” — с гордостью вспоминает Борис Иванов о своем отце.

Еще родители привили постоянное стремление учиться чему-то новому. Отец Феофан Никифорович сам закончил Польскую гимназию, потом когда пришли “советы” прекрасное гимнастическое образование оказалось недействительным. Пришлось начинать практически по-новой… А потом война. Вернулся Феофан Иванов только в 1946-м. И как только у него зажили раны (тяжелейшие — осколок в легком, осколок в голове, тазобедренный сустав разбит), то закончил в Глубокское педучилище. А потом поступил на математический факультет института в Орше. Но не доучился — открылись раны. А ведь тогда общественного транспорта не было. Как студенту на сессию добираться? Сначала 50 километров пешком, потом в товарных вагонах. И уже позже, в конце 50-х отец закончил заочно Институт иностранных языков. Преподавал в школе, как многие в то время (учителей не хватало) сразу несколько предметов — математику, физику, языки.

Золотой медалист

“Мой отей получил очень сербезное образование в классической польской гимназии. Позже мне попали в руки учебники отца по математике. А преподавателем математики у них был поляк Лазовский, который закончил университет во Львове и был учеником самого Стэфана Бармэха. Непосвященному это имя ничего не говорит, а математики знают, что это “отец” функционального анализа. Кстати, во время войны фашисты Бармэха подвергли изуверским экспериментам над мозгом…" — делится Борис Иванов.

Сам Борис Иванов закончил школу с золотой медалью. А позже закончил физико-математический факультет и аспирантуру. Много лет преподавал: “Мне всегда нравилась именно математика. В ней все четко — аксиомы, логические операции, правила, теоремы — все доказуемо. С пятого класса я участвовал и был победителем районных математических олимпиад. А вот физику не любил. За то, что в физике, как вообще в мире, в принципе, описать все точно невозможно, только в какой-то степени приближения. Эта степень приближения меня постоянно раздражала. Мне же всегда хотелось получить точные результаты. Зато мой сын сатл физиком!” К тому же занятия любимой математикой не мешали на досуге заниматься не менее любимыми историей и филологией. Благодаря этим знаниями с Борисом Феофановичем всегда очень интересно — его знания во многих областях столь обширны, что многие просто дивятся.

Староверские корни

“Мать моя белоруска из Могилевской области, а отец — “чистокровный старовер”. Предки в 18-19 веках жили близ Даугавпилса. Жаже есть таоке семейное предание, что братья моего прадеда участвовали в строительстве здания, которое в городе называют “белым лебедем”. А прапрадеду это дело не нравилсь — не нравилось ему что ездят они в горд, что привозят оттуда разное “поганое”. И вот задумал он уехать подальше, в более “глухие” места, но чтобы было озеро и лес… Так и оказались в Витебской губернии, в местах Перебродья".

Староверскую веру Борис Иванов чтит. Сейчас является заместителем председателя правления старообрядческой общины на Форштадте, где как раз идет реконструкция храма, в котором, кстати, уже который год “плачет” икона Спасителя. Как член правления общины Борис Иванов сначала занимался организацией строительства часовни при храме, потом занимался документами по проетированию самого храма. “Церковь строится! Стены уже стоят. На деньги, которые мы получили от государства, в первую очередь закупили строительные материалы. Вот буквально сегодня ставим колокольню — мможет уже поставили” — рассказывает Борис Феофанович о важном событии. И добавляет: “Огромное спасибо соседям. Ведь к храму никак иначе, как через соседский участок кран не подвести. А там у них были посажены плодовые деревья, кусты. Мы их выкопали. Часть все же повредили… Но обещаем все восстановить!”

Конечно, денег не хватает. Крышу пока не на что восстанавливать. Цены растут. Но церковь строится!

Угостят драниками

“А народ белорусский, конечно, особенный. Спокойный, толерантный, уравновешанный” — утверждает Борис Иванов. И приводит для примера такой забавный случай: как сборная Белоруссии на отборочных играх Чемпионата Европы победила фаворитов сборную Украины в Киеве. В результате белорусских фанатов незадно побили украинские фанаты прямо на вокзале. Через некоторое время очередной матс состоялся уже в Минске. И украинская сборная на этот раз выиграла. Милиция была, конечно, во всеоружии — ждали беспорядков. А украинские болельщики даже пальцем украинских не тронули — выходили состадиона и скандировали: “Обидно, досадно, да, ладно, ладно, ладно!”. Просто, народ очень миролюбвый.

А о будущих задумках Белорусского общества “Уздым” Борис Иванов рассказывает с особым смаком: "Нас пригласили на праздник песни. Так вот мы что сделаем: сделам такую искуственную печь, а внутри я посталю настоящую. Гальна Францевна будет сидеть в народном костюме и куделю прясть. Женя Вершута удет “бульбу толочь”Ю женщины наши драники будут делать. И из печи подавать настоящие драники на угощение гостям! Потом по сценарию гости придут — начнутся посиделки деревенские. И гостей вовлечем в настоящую фольклерную игру!". Ох, чувствую, не усидеть будет на месте!

20.03.2008 , 09:20

"Наша Газета"


Написать комментарий