На референдум за минимумом… уважения

На 23 августа назначен референдум о пенсионных поправках, которые были отклонены большинством депутатов Сейма как популистские. В нашем молодом и все еще находящемся на стадии становления государстве пенсионеры и другие социально наименее защищенные слои общества никогда не жили припеваючи, но есть у них хоть одно утешение: раз в несколько лет, примерно за год до выборов, о них вспоминают власть имущие. И тогда можно надеяться на лучшее - а вдруг и правда повысят, как обещали...

Миллионер и экс-министр экономики Айгар Штокенбергс лишился министерского кресла и партийного мандата почти одновременно с бывшим коллегой по Народной партии Атисом Пабриксом. Причиной исключения этих личностей из рядов “оранжевых” стали якобы какие-то интриги, которые товарищи плели за спиной у однопартийцев. Еще тогда Штокенбергс намекал о грядущем создании им новой, альтернативной правящей политической силы. Обещание экс-министр сдержал, и сегодня он уже выступает от имени общества под названием “За другую политику”.

Свою другую политику Штокенбергс строит на наболевшем – на пенсиях. Jaunais laiks и Центр Согласия уже издавна бьются за невзымание подоходного налога с “больших” пенсий, за перерасчеты и возврат несправедливо удержанных с пенсий средств и тому подобное. Все эти инициативы частенько “зарубаются” коалицией ввиду нехватки на их осуществление денег в госбюджете. В общем, все это не ново. Штокенбергс же сделал ход конем, выступив с идеей приравнивания минимальной пенсии к прожиточному минимуму. Звучит красиво и пронзительно: пенсионеры ведь достойны хотя бы минимума! Минимума денег для выживания, минимума уважения от молодого поколения, которое до сих пор заставляло их жить за чертой этого самого минимума – за чертой бедности.

177 тысяч человек в апреле поставили свои подписи под предложением общества “За другую политику”. Законопроект был передан в Сейм и вполне предсказуемо “завернут” коалицией. Теперь на 23 августа намечено проведение референдума по пресловутым поправкам к пенсионному закону. В преддверии этой даты есть еще время подумать о том, стоит ли однозначно говорить “да” на этом народном голосовании. Стоит, пожалуй, прислушаться к аргументам обеих сторон и взглянуть на латвийскую пенсионную систему как таковую. Все ли в ней так мрачно и непродуманно, и, может, властям порой просто не хватает лишнего “пинка” для того, чтобы жить стало не так уж тяжело?

МИНИМУМ… А ЕСТЬ ЛИ ОН?

Величину прожиточного минимума Центральное статистическое управление обнародует каждый месяц. Цифра эта постоянно растет, соразмерно инфляции. В мае этого года минимум, например, составил уже 159,55 лата. Цифра конкретная, но вот наглядная ли?

Не секрет, что формула расчета прожиточного минимума неизменна с 1991 года, и составляет ее чистая статистика и сплошные средние арифметические. Так, в расчет ежемесячного прожиточного минимума включена, например, 1/20 куртки на подкладке или сотые доли холодильника. Для отдыха минимум предусматривает приобретение удочки, куклы или мозаики – другого не дано. И все в таком духе.

Люди, которые считают этот минимум, и сами признают, что эта формула давно устарела. В минимум не включены, например, расходы на средства связи и прочие современные услуги. Платная медицина также не отражена в полной мере в прожиточном минимуме. Так что брать равнение на этот показатель даже со стороны кажется странным и недальновидным. Но все-таки надо отдать должное Штокенбергсу: приравнивание минимальной пенсии к прожиточному минимуму звучит красиво.

Нынешний министр благосостояния Ивета Пурне даже сочинила стишок про инициативу “другой политики” :

Dažs ar ļoti gudru ziņu
Stāsta brīnumpasaciņu.
Vai viņš pats tai pasaciņai tic?
Galvenais, lai tic tai cits…

(Кто-то с очень умной вестью рассказывает чудную сказочку. Верит ли он в эту сказку сам? Главное, чтобы в нее поверили другие…)

“Сказочка” эта действительно имеет красивое название, и многим кажется панацеей от всех экономических бед страны в целом и пенсионеров в частности. Только даже само общество “За другую политику” не видит в этой “сказочке” сколь-нибудь хорошего конца или по крайней мере длительного продолжения: поправки к закону о пенсиях предусмотрены только на временной отрезок до конца 2009 года. Кстати, затрагивают они только пенсии по старости, остальные как будто не нуждаются в значительном повышении. Дальнейшего развития ситуации отклоненные Сеймом поправки не предусматривают. То есть речь не идет о какой бы то ни было новой вехе в латвийской пенсионной системе или реформе пенсий: “другие политики” бьются за временную меру, призванную дать вздохнуть спокойно, а потом …никто не знает, что потом!

ДВОЕ РАБОТАЮЩИХ “КОРМЯТ” ОДНОГО

Нынешняя пенсионная система Латвии прогрессивна, но порой несправедлива. Она ориентирована на тех пенсионеров, которыми в будущем станет нынешнее работоспособное население. В 1996 году было положено начало трехуровневой системе пенсий, о которой уже неоднократно писала газета “СейЧас”. За счет второго и третьего уровней нынешним работающим и платящим социальные взносы людям предлагается самостоятельно позаботиться о собственной достойной старости.

Те, кто сейчас находится на пенсии, такой возможности не имели. Нынешним пенсионерам пенсия платится из социального бюджета, который составляют налоговые отчисления с доходов работающего населения. На сегодняшний день двое работающих “кормят” одного пенсионера.

Более того, пенсия для людей, чей рабочий стаж закончился до 1996 года, рассчитывается, несмотря на реальные доходы, которые когда-либо имел человек, – в расчет берется средняя зарплата в размере около 100 латов. А законом установленная минимальная пенсия по возрасту в стране составляет смешные по нынешним временам 49,5 лата.

Многих пенсионеров спасает доплата за рабочий стаж. С 1 июня ее получают все, чья пенсия не превышает 225 латов. Доплата составляет 40 сантимов (до 1 июня – 19 сантимов) за каждый год стажа. Министр благосостояния Ивета Пурне следующей целью ставит один лат за год. Совокупное мнение Кабинета министров более скромно: 60-70 сантимов, но уже этой осенью.

Пенсии индексируются дважды в год с учетом инфляции. При индексации учитывается процент инфляции, предшествующий моменту индексации в последние шесть месяцев. Такой порядок также вызывает большое количество нареканий среди пенсионеров: цены растут каждый день, а пенсию прибавляют, получается, задним числом.

Тем не менее индексации проходят планомерно, а нынешний министр благосостояния постоянно предлагает премьеру новые пути и возможности повышения пенсий. По итогам последней индексации 1 апреля пенсии по старости (не превышающие 150 латов) увеличились в среднем на 11,95 лата. После вышеназванных изменений с 1 июня пенсии (не превышающие 225 латов) в среднем также увеличились на 12 латов.

Все эти повышения идут в соответствии с ранее задуманным планом. Если в бюджете появляются излишки, И.Пурне тут же предлагает их направить на пенсии и другие социальные пособия. Другое дело, что, несмотря на текущий излишек социального бюджета порядка 14,4 миллиона латов, коалиция не дает добро на его использование: за счет профицита в соцбюджете покрывается дефицит основного бюджета.

Как бы то ни было, как утверждают власть имущие, в данный момент удается сохранять хотя бы относительную гармонию и равновесие в распределении и расходовании государственных финансовых ресурсов. Можно бесконечно спорить о целесообразности строительства Замка Света и чиновничьих командировок, но здесь, как показывает практика, котлеты отдельно, а мухи отдельно. Пенсии – это не единственное, на что выделяются деньги из госбюджета или даже из отдельно взятого социального бюджета. Никто не спорит, что страна бедная и экономика в ней “сырая”, но помимо пенсионеров есть еще инвалиды, безработные, матери-одиночки, получающие 8 латов в месяц на содержание ребенка, и другие социально незащищенные группы населения.

Находящихся у власти принято ругать, но все же надо отдать им должное: они и библиотеку строят, и пенсии повышают. Все согласно плану. Процент средств, расходуемых на ту или иную сферу жизни латвийцев, – это вопрос другой и вопрос еще дискутируемый… Надо также признать, что благодаря активности “других политиков” политики правящие также стали резвее утверждать планы по дальнейшему повышению и индексации пенсий. Тем не менее не устают они повторять, что в случае принятия народом поправок к закону “О пенсиях” погоня за неуловимым и довольно сомнительным прожиточным минимумом может обернуться полным крахом бюджета. Да и вообще, строить свою политику на не продуманных и не просчитанных, а тем более заведомо ограниченных во времени поправках (пусть и касаются они наболевшего) по крайней мере недальновидно. При всем уважении к нынешним пенсионерам, которые действительно заслужили не только прожиточный минимум, но и максимум почета от остального населения, инициатива с поправками к пенсионному закону выглядит просто эффектной кампанией по возвращению небезызвестных личностей в большую политику…

Ольга ПЕТКЕВИЧ

10.07.2008 , 15:52

"Сейчас"


Написать комментарий