Вступили в ЕС, а живём в США

Из 27 государств ЕС в своей реакции на грузино-осетинский конфликт поистине отличились четыре, в числе которых и Латвия, в первые дни войны выразившая "свою" позицию по поводу того, кто виноват и против кого будем дружить. Тем самым, как позже не без гордости признал Валдис Затлерс, мы "отбросили двусторонние отношения между странами (читай: Россией и Латвией) на 5-10 лет назад". И вот вопрос - зачем?!

Выражая сейчас свое “фи” России, Латвия действительно ставит под угрозу едва начавшие налаживаться отношения с соседней державой. Только та выдержка и спокойствие, с которой российские дипломаты встречают потуги латвийских властей к осуждению действий “агрессора”, явно говорит о том, что Россия, если что, может обойтись и без этих дружественных связей с маленькой прибалтийской суверенной, но до безобразия несамостоятельной страной, просто тихонько взвинтив цены на газ до уровня “общеевропейских” и сведя человеческие и этические отношения на нет. Но чем может обернуться для наших властей та несвойственная латышам горячность, с которой они во все колокола бьют об “агрессии” России?

Подумали ли они о пенсионерах, все еще терпеливо ожидающих признания их рабочего стажа до 1991 года, или смотрели на растущие с каждым годом показатели товарооборота со страной-“агрессором”, или, может, обратили внимание на тот экономический игнор, который Россия устроила соседней Эстонии после инцидента с бронзовым Алешей?

Ладно бы нашим бабушкам пенсии платила Америка, а латвийские товары пользовались бы бешеным спросом на Западе, но ведь это далеко не так. А мы все равно упрямо пляшем именно под ту, заокеанскую дудку, невзирая даже на сдержанность реакций Старого Света, частью которого вроде как с недавнего времени хотя бы чисто номинально являемся.

ЛАТВИЯ – ЭТО ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТ

С первых дней разразившегося в Южной Осетии военного конфликта Латвия выступала за соблюдение конституционной целостности Грузии. Президенты Литвы, Эстонии, Польши и премьер-министр Латвии отправились в Тбилиси, чтобы поддержать Саакашвили и принять участие в антироссийском митинге. В то же время та же Франция почему-то сочла должным побывать и в Тбилиси, и во Владикавказе, дабы оценить ситуацию объективно и способствовать установлению мира, что и было в итоге достигнуто.

Эта однобокость в суждениях и действиях латвийской стороны прослеживается с самого начала грузино-осетинского конфликта. И пока Россия озабочена разрешением гуманитарной катастрофы в Южной Осетии, Латвия своим первоочередным долгом считает принятие декларации об осуждении действий России и, как заявил президент ЛР, “пересматривании отношений” с ней.

Мы наблюдаем, как Америка очень явно выдвигает молодые страны ЕС, в числе которых и Латвия, на открытую конфронтацию с Россией. Запад пока не готов заявлять о своей неприязни к России единогласно, потому единогласие заменили громогласием, озвучивать которое доверили поддержавшим Грузию странам ЕС. США банально использует в своих геополитических интересах такие страны, как Польша, Латвия, Литва и Эстония. И, как четко заметила английская газета The Guardian, “это история не российской агрессии, а американской экспансии”.

Другими словами, Латвия озвучивает то, что пока не готова озвучить Америка. И, несмотря на 40% русскоговорящих в нашей стране, мы смирно поддерживаем ауру западничества, ведь народы здесь ни при чем – это чисто геополитический вопрос. И Латвия является не более чем инструментом в осуществлении амбиций США. Оттого и эта однобокость, когда на внеочередное заседание Сейма по принятию декларации в поддержку Грузии приглашают посла Грузии – одну сторону конфликта, и не приглашают посла России – вторую сторону, но приглашают посла США – сторону – “кукловода”, прислушаться к мнению которого считается политическим долгом.

И сколько бы не вторила Россия и страны-старожилы ЕС о необходимости стремления к объективному взгляду на вещи, Латвия продолжает отстаивать позицию непреклонного осуждения. И если сначала казалось, что часть власти Латвии солидаризировалась с Западом в лице премьер-министра, посетившего Тбилиси, а другая часть дистанцировалась от позиции Штатов и заняла более нейтральную позицию в лице президента, оставшегося в Пекине, то по приезду Валдиса Затлерса домой стало ясно – и для него в отношениях с Большим Соседом “старый подход больше не применим”, а война, по его словам, сильно подорвала уровень доверия Латвии к России. Последняя без доверия первой, почему-то кажется, вполне переживет, а вот что станет с Латвией, если она потеряет доверие России?

ЕСЛИ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ВОЗОБЛАДАЕТ

Здесь надо отдать должное размеренности и неподверженности на подобные провокации со стороны России. Никто пока и не заикнулся о возможной отмене готовящейся встречи Затлерса с Медведевым, а все комментарии высказываний и действий латвийских политиков российской стороной корректны. И, хочется верить, серьезных экономических и политических последствий последние события не возымеют.
В случае с бронзовым Алешей, например, эстонцы “плюнули” на святое, на память, на старшее поколение, потому и получили по заслугам, оставшись без российского транзита. Конфликт в Южной Осетии, надеемся, не подорвет отношения Латвии с Россией. К тому же, как показывает история последних лет, россияне умеют отделять бизнес от политики.

За последние пару лет процент товарооборота Латвии с Россией вырос на 13-14%. Россия экспортирует в Латвию товара на 2,5 миллиарда долларов и импортирует на 0,5 миллиарда ежегодно. К тому же “верхушка” российской власти и экономики также прозападнически ориентирована. Они даже святая святых – Российский стабилизационный фонд – держат в американской экономике, а это говорит о многом. Так что, может быть, Россию нынешние действия Латвии не так уж сильно раздражают, а Латвия со временем станет осторожнее ввиду того, что терять такого экономического партнера, как Россия было бы откровенной глупостью.

В последнее время Россия действительно демонстрирует нормальный и конструктивный подход к решению двусторонних вопросов с Латвией. Порой даже хочется верить, что тот факт, что российский Газпром голубое топливо Латвии продает дороже, чем той же Грузии, – это отнюдь не политическое решение, а скорее обусловлено чисто рыночными условиями вроде объема закупок. Недавнее объявление безвизового режима с Россией для неграждан Латвии также говорит о готовности России к продолжению нормального диалога и решению наболевших вопросов.

Но вот Латвия подобное стремление демонстрирует далеко не всегда, оставаясь, к примеру, единственной страной бывшего СНГ, так и не заключившей соглашение с Россией о засчитывании рабочего стажа при начислении пенсий ее жителям, трудившимся еще в составе СССР.

Тем не менее прецедент возобладания здравого смысла над проамериканскими настроениями, замаскированными под национальную гордость, в Латвии уже есть. И очень хочется надеяться, что случай, когда Латвия сама съела “мертвого осла уши”, подписав договор о границе с Россией, будет не единственным в новейшей истории нашего государства, которое так отчаянно хочет дружить с Западом, но граничит с такой сильной державой, как Россия.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

21.08.2008 , 15:14

"Сейчас"


Написать комментарий