Хелена Солдатенок: «Первыми спасают детей и женщин»

В три раза больше даугавпилчан по сравнению с предыдущим годом встали на учет в социальную службу как малообеспеченные. И еще одна печальная цифра: за три месяца изъято из неблагополучных семей около двадцати детей. Это столько же, сколько за весь прошлый год. Справится ли с такой ситуацией городская социальная служба? Об этом редакция попросила рассказать Хелену Солдатенок, которая в городской думе отвечает за эту сферу.

— Хелена, 17 лет назад в апреле 1992-го года, был создан отдел социальной помощи. Многие помнят, что именно вы в то время руководили отделом, создавали детские приюты. Но сейчас ведется речь об их ликвидации. Но ведь, как видим, дети по-прежнему нуждаются в помощи. Что изменилось?

— Понимаете, тогда все мы из государства с высокой степенью социальной защищенности оказались предоставлены сами себе, да еще при полном развале экономики. И некоторые не выдерживали, как не все могут справиться с проблемами и сегодня. Были, например, несколько случаев, когда ко мне в кабинет женщины приводили детей и оставляли их со словами: “Делай, что хочешь, мне прокормить не по силам!”

— Неужели оставляли на самом деле?

— Да, уходили и не возвращались. И ребенка помещали в детскую больницу — временно. И это еще не самый худший вариант. Страшнее, когда просто бросают малыша дома без еды, в нетопленном помещении, и уходят в запой. Я видела, что на улице оказались дети, до которых никому не было дела. Их надо было просто спасать, дать крышу над головой, еду, отправить в школу. Тогда ведь не было ни системы опеки, ни государственных пособий приемным семьям. А в детские дома принимали только детей без родителей, у нас же порой и папа, и мама юридически были, а фактически дети становились беспризорными. И два приюта — “Аусеклитис” и “Приедите” — спасли многих детей. Прошло время, уже многие воспитанники стали взрослыми. И выявился целый ряд проблем. Это тема отдельного и долгого разговора. Главное: ребенок с трудной судьбой и непростым характером обеспечен всем необходимым, растет в тепличных условиях, а потом в восемнадцать лет остается один на один с нашим жестоким миром. Он не приспособлен, а помочь больше некому. Увы, некоторые стали повторять судьбу своих родителей.

— И что же делать сейчас, ведь спад экономики уже сказывается на ситуации в семьях?

— Сейчас все-таки есть более продуманная система защиты. Во-первых, социальные работники научились помогать семье. Есть льготы, есть психологи, есть кризисный центр. Все это далеко не идеально, но все-таки с семьями из группы риска работают и очень многим помогают преодолеть трудный период. Конечно, это лучше для детей. Во-вторых, у нас довольно много хороших людей, которые могут стать или опекунами, или приемными родителями. В данный момент около 400 детей живут с опекунами, около 80 — в приемных семьях. Подумайте, это целый детский дом! А в “Аусеклитисе” сейчас осталось двадцать ребят. Большинство — участники еще одной разработанной программы. Это практически взрослые люди, совершеннолетние. Они сами себя обслуживают, сами покупают все необходимое. Но социальный работник все-таки помогает им, контролирует, советует. Есть и система контроля за жизнью детей в приемных семьях. К счастью, случаев насилия не зафиксировано, но конфликтные ситуации, когда семья не сложилась, бывали.

— В бюджете на 2009-й год единственная графа расходов, которая не урезана, а даже увеличена — это пособия малообеспеченным. Хватит ли этого для поддержки всех нуждающихся?

— На выплату пособий действительно выделено почти на 700 тысяч латов больше, чем в прошлом году. Всего на помощь попавшим в затруднительную ситуацию горожанам будет потрачено 1 миллион 808 тысяч латов. Причины понятны. И это не только спад производства и растущие тарифы на коммунальные услуги. Городская дума, старясь помочь людям, существенно повысила планку для тех, кто может воспользоваться услугами социальной службы. Например, к нам могут обращаться одинокие пенсионеры с доходом до 180 латов, а пожилые супруги, не имеющие детей, вправе рассчитывать на льготы при доходе на двоих в 290 латов. Впервые самоуправление готово помочь рассчитаться за тепло не только пенсионерам, инвалидам, многодетным, но и семьям с детьми, у которых небольшие зарплаты. По установленным депутатами правилам на это могут рассчитывать семьи, где на взрослых приходится по 180 латов в месяц, на каждого ребенка — по 90 латов. Посчитайте: если в семье двое детей, оба взрослых работают, и общий доход составляет менее 540 латов, то можно смело писать заявление, и вы получите помощь на оплату тепла. Всего сейчас 7600 семей пользуются льготами на этот самый существенный вид коммунальных услуг. В прошлом году управление за тепло для малообеспеченных горожан выплатило полмиллиона латов. А в этом году — уже миллион. Но совершенно ясно, что городского бюджета не хватит для того, чтобы всем обеспечить нормальный уровень жизни.

Мы все еще далеки от европейского уровня социальной защиты, когда безработные получают пособие практически всю жизнь. Причем такую сумму, что этого вполне хватает на безбедную жизнь. Понятно, что для этого необходимо прежде всего поднимать экономику. Но даже сегодня важны приоритеты: кому надо помочь в первую очередь? Банкирам, военным, предпринимателям? Я по-прежнему за то, чтобы в первую очередь позаботились о детях. Кто-то может сказать, что от нас ничего не зависит. На самом деле государство — это мы. Прежде всего самим нужно понять, что мы в ответе перед новым поколением. И потребовать этого от власти, которую мы выбираем.

К сожалению, государство полностью переложило социальные проблемы на плечи самоуправлений. Не все знают, что только до 98-го года те же детские приюты финансировались из госказны, а вот уже десять лет — из городского бюджета. Как можно отменить детские пособия с 1 июня? Это подарок страны к Всемирному дню защиты детей? Я полагаю, что именно в такой трудной ситуации надо добавить хотя бы такую минимальную льготу — детям из семей с минимальным доходом предоставить бесплатное питание в школах и детских садах. Еще один шаг — для этой же категории сделать бесплатным проезд — на учебу и обратно. Я понимаю, что сегодня — экономический кризис. Но даже на тонущем корабле первыми спасали женщин и детей. Потому что это — будущее, продолжение рода.

Светлана ЗАКАЛЕНОВА

16.04.2009 , 11:09

"Динабург Вести"


Написать комментарий