«Всё познаётся в сравнении»

В преддверии светлого праздника православной и старообрядческой Пасхи газета "СейЧас" побывала в гостях у человека, в семье которого Пасха – это радужные воспоминания о детстве, соблюдение христианских традиций и теплый семейный праздник.

С руководителем предприятия Daugavpils autobusu parks Сергеем Михайловым мы встретились в предпасхальную неделю, чтобы поговорить о грядущем празднике и совсем немного о работе. Потому что именно она, работа, все равно вносит свои коррективы в жизнь верующего человека, чтящего пасхальные традиции.

– Сергей, что для вас праздник Пасхи?

– В первую очередь, конечно, это Великий пост, предшествующий Пасхе. Признаюсь, не всегда получается его соблюдать, но первая и последняя недели Великого поста, а также среда и пятница – это обязательно и строго, даже без употребления рыбы. А сама Пасха? Когда дедушка с бабушкой были живы, мы все ездили к ним. Я помню, как мы ходили с отцом на Всенощную молиться, в воскресенье утром молились всей семьей и разговлялись. Еще с вечера бабушка ставила в русскую печь молоко, и на утро оно уже было топленым. До сих пор помню его вкус, чем-то напоминает мороженое крем-брюле. Мы с братом Валеркой всегда делили пенки с этого молока. Еще бабушка пекла большие пасхи с изюмом в той же русской печи. Огромные, желтые такие, сладкие, ароматные… На эту булку намазывался толстый слой сливочного масла, бралось пасхальное крашеное яйцо, и таким образом происходило разговение. А потом все садились за стол и наедались вдоволь.

Иногда к нам приходили гости, или мы навещали друзей. Вообще вся пасхальная неделя, с воскресенья по субботу включительно, всегда посвящалась семье. Ходили в церковь, отдыхали, проводили время с родными.

– Сейчас вы уже наверняка не можете позволить себе всю неделю провести с семьей – работа. Но все-таки какие планы у семьи Михайловых на эти выходные?

– Думаю сходить на Всенощную молитву, обязательно помолиться дома. Конечно, будем красить много яиц, чтобы на всю следующую неделю хватило. Обязательно встретимся с братом. А потом всю пасхальную неделю буду стараться хотя бы дома воздерживаться от физического труда, на работе же, конечно, буду работать – без этого никак.

– Чем сегодня живет Автобусный парк?

– Как и все, оптимизируем свою работу. Но стараемся без особых сокращений и урезания зарплат. Пришлось уменьшить доплаты за стаж, за замещение. Лишних людей у нас нет, несмотря на то что всего у нас занято около 500 человек, если считать вместе с работниками наших филиалов.

– Работа предприятий самоуправления сейчас, перед выборами в самоуправление, подвергается крайней политизации, все ищут какие-то недочеты, недоработки, требуют ревизий. Как, по-вашему, в этом есть смысл?

– Это дело привычное, и я к критике отношусь спокойно. Другое дело, что все эти “факты”, которые перед выборами становятся достоянием общественности, зачастую такие “жареные”, что я просто не понимаю людей, которые занимаются их распространением. Самое плохое и неприятное, это когда на тему твоей работы начинает рассуждать человек, ничего не смыслящий в этой сфере. А у нас такое не редкость.

Что касается ревизий, то думская ревизионная комиссия у нас работала, как только я занял эту должность, в конце 2005 года. Потом еще раз была в 2006 году. А так к нам разные проверки чуть ли не каждый месяц приезжают. Последняя большая проверка была в октябре прошлого года, когда Министерство сообщений для ее реализации нанимало независимую аудиторскую фирму. Смотрели все: что мы покупаем, как покупаем, как расходуем и прочее. В начале весны прислали свою оценку работы Автобусного парка, она оказалась весьма позитивной.

– У нас в городе любят рассуждать на тему обоснованности тарифов, многим на муниципальных предприятиях все грезятся некие скрытые резервы, благодаря которым можно было бы и не повышать, например, плату за проезд в автобусе. Вы видите на своем предприятии такие резервы?

– Могу заверить, что повышение тарифов с 1 октября прошлого года было вынужденным. И цены на топливо, которые сейчас, кстати, снова начинают расти, были не главной причиной повышения. Все дело в том, что со второго полугодия прошлого года почти в два раза сократился объем дотаций, или компенсации убытков. Но даже при этом проезд на автобусе в Даугавпилсе – самый низкий в Латвии. Кроме нашего города, еще только в Екабпилсе можно проехать на городском автобусе за 30 сантимов.

Плюс к тому даугавпилсские перевозчики едва ли не единственные в стране по-прежнему работают с кондукторами. Но это дает нам, во-первых, более полный сбор выручки, а во-вторых, на нашем предприятии это 75 работников, которые получают пусть небольшую, но стабильную зарплату. С них отчисляются налоги, в том числе и в городскую казну.

– Руководство трамвайного предприятия часто апеллирует к такой величине, как себестоимость одной поездки. У них она уже выше 30 сантимов. А у вас?

– У нас она тоже чуть больше 30 сантимов, но благодаря тому, что государство возмещает нам 35%, а самоуправление – 65% убытков, мы еще можем держать такую стоимость одной поездки, как 30 сантимов. Теоретически депутаты Думы могут установить стоимость одной поездки хоть на уровне 10 сантимов, но тогда Думе придется остальную часть стоимости этой услуги дотировать из своего бюджета. Надо ведь понимать, что есть политические тарифы, а есть реальная стоимость услуги, и деньги так просто ниоткуда не возьмутся. В городском бюджете сейчас ситуация не самая лучшая, однако депутаты Думы удерживают самый низкий тариф в стране. Отмечу также, что, например, Екабпилс, где автобус тоже стоит 30 сантимов, сегодня считается городом районного подчинения, и ему 100% убытков возмещает государство. И еще неизвестно, каким будет тариф в этом городе после 1 июля, когда Екабпилс станет городом республиканского значения и местные власти, также как и наши, должны будут возмещать 65% убытков тамошних перевозчиков.

– Пассажиропоток в последнее время уменьшается?

- Да. Если сравнивать первые месяцы этого года с аналогичным периодом прошлого, то наблюдается падение на 10%. Однако в Европе, например, принято считать, что около 20% населения пользуется городским общественным транспортом, а у нас эта цифра до сих пор 46%. Так что все не так уж плохо.

– Как насчет обновления Автобусного парка? Это вообще реально сегодня?

– Конечно, об этом нужно думать уже сейчас. Опять-таки в Европе считается, что срок службы пассажирского автобуса 12–16 лет – до 20-ти. Наш опыт показывает, что если автобус хорошо обслуживать, то он прослужит и дольше. У нас до сих пор ездят шведские подарки, которым в этом году исполнится уже по 30 лет, – и ничего. Новая техника – это, конечно, очень дорогое удовольствие, причем не всегда лучшего качества. Но, несмотря на то что новый автобус потребляет порой в полтора раза меньше топлива, чем подержанный, я несколько раз просчитывал все варианты, и все равно получалось, что выгоднее купить, например, 15-летний автобус за 10 тыс. евро, чем новый за 100 тысяч. Этот б/у автобус через 10 лет все равно даст нам еще около 15 тыс. евро экономии. Так что все относительно.

– И все-таки отдельные личности в нашем городе настаивают, что им со стороны виднее, какие автобусы вам покупать и за сколько, каким топливом и по какой цене их заправлять. Каково ваше отношение к звучащим чуть ли не каждую неделю в городе призывам провести ревизию на крупнейших предприятиях самоуправления?

– Я к этому отношусь отрицательно, это политическое давление на избирателя, высасывание информации из пальца. Ладно, если бы у нас были самые высокие тарифы в республике. А так ведь у нас тариф на тепло – один из самых низких в Латвии, и это притом что мы покупаем газ у Latvijas Gāze так же, как и большинство других самоуправлений. Тариф на услуги ПЖКХ вообще беспрецедентно низок. Поездки на трамвае и автобусе для даугавпилчан также самые дешевые. Всегда надо смотреть, могут ли наши соседи сделать аналогичную услугу дешевле, чем у нас, и тогда уже винить местные предприятия в якобы необоснованных тарифах. Мы ведь в одной Латвии живем, и условия везде более менее одинаковые. Так что все познается в сравнении.

- Как часто вы пользуетесь рейсовым автобусом?

- Как пассажир, признаться, не часто. А как шофер – в прошлом году пригнал из Швеции один из приобретенных там автобусов.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

16.04.2009 , 18:17

"Сейчас"


Написать комментарий