Экстремальный протест

...Столбик термометра ползет вниз. А "палаточная коммуна" у здания Кабинета министров продолжает протестную акцию. В окнах теплого дома появляются люди. Поглядят-поглядят на "чудиков" внизу, да и пойдут себе кофе пить по кабинетам. "Мы хоть костром греемся, да чай горячий пьем, да хлеба кусок съесть можем. А сколько у нас в стране тех, у кого нет и этого. А сколько еще будет! И благодаря тем, кто в окна на нас сейчас смотрит сверху вниз", - говорит участник акции Гинтс Бернецкис.

Как живется в палатке в мороз?

…Тесным кружком они сидят у костра и греют озябшие руки. Издали эта картина напоминает сказку “Двенадцать месяцев”. Только вот достать в декабре подснежники, кажется, было бы проще, чем достучаться до властей.

Сколько их, протестующих? Уже точно сказать не могут даже они сами. То кто-нибудь присоединяется к ним, то уходит. Из самых стойких – человек пять-шесть.

- Орешков не хотите? – протягивает мне пакетик один из участников акции.

- А может, чаю горячего? – подхватывает другой, в то время как третий уже протягивает мне батон белого хлеба.

Так здесь встречают каждого, кто подходит.

- К нам подходят люди, которых мы стараемся накормить, морально поддержать. У нас в обществе сложился такой стереотип, что бомж – это ободранный пьяница, который роется по помойкам. А знаете, сколько мы здесь видим людей, прилично одетых, образованных, которые лишились работы и попросту голодают! – сетует Гинтс.

Гостей здесь действительно много. Периодически приходят журналисты, нередко наведывается скорая, проезжающие мимо машины сигналят в поддержку. То и дело к компании озябших протестующих подходят люди, чтобы дать теплые вещи, дрова для костра. Кто хлеба принесет, кто шоколадку, а кто и просто слово доброе бросит на бегу. Но, как говорят участники акции, поддержка нужна не им, поддержка нужна всему народу Латвии.

- Мы тут разговариваем с людьми, объясняем ситуацию, призываем к тому, чтобы не были безропотным стадом. Нам нужно объединиться и всем вместе заставить правительство ответить за то, что они сделали со страной, с ее народом, – говорит Гинтс.

…Вот идет мимо женщина, подходит и протягивает 5 латов. “Держитесь!” – тихо говорит она и не задерживаясь идет дальше. Гинтс берет зеленую купюру неуверенно.

- Еда, дрова, теплые вещи – это мы берем с удовольствием. А вот деньги… Как-то неудобно, если честно, – смущаясь, произносит мужчина.

К костру подходит молодая девушка. Илвия – студентка первого курса. Уже третий день навещает жителей коммуны. Она достает из сумки пачку сладких вафель и передает ее мужчинам, греющимся чаем у костра.

- Знаете, я первый раз подошла к ним просто из любопытства. Пришла с пустыми руками. А потом познакомилась, пообщалась с ними и теперь периодически навещаю. Если бы у меня не было проблем со здоровьем, я бы и сама к ним присоединилась. Они молодцы. Очень их поддерживаю! – говорит студентка.

Последние три ночи, когда температура воздуха опускалась до минус 15 градусов, были для “палаточной коммуны” непростым испытанием. Брезентовые “дома” приходилось чем-то утеплять, спать в трех свитерах, куртках и накрывать спальные мешки не одним слоем одеял. Героями эти отчаянные себя не считают. Говорят, что если будет совсем холодно, рисковать жизнью не будут.

- Будем держаться, пока хватит сил. Но мы не самоубийцы. Если мороз будет градусов 30, то мы, возможно, и уйдем. Но на время. Потеплее станет, опять вернемся, – говорят они.

- До каких пор вы намерены продолжать акцию протеста?

- До тех пор, пока правительство не начнет что-то делать. Пока мы не увидим, что оно не карман свой набивает, а реально работает для спасения страны, – отвечают жители палаточного городка.

Во вторник поздно вечером сюда прибыл президент страны Валдис Затлерс. Как врач, он осведомился о здоровье людей, предупредил о риске обморожения и выслушал требования протестующих.

- Да, нам было приятно, что глава государства обратил на нас внимание. Мы понимаем, что не в его силах сделать так, чтобы 170 тысяч безработных завтра оказались на рабочих местах, но он ведь может повлиять на наше правительство! – говорит Гинтс.

Жители “палаточной коммуны” очень ждут в гости главу Кабинета министров Валдиса Домбровскиса. Но тот почему-то не спешит следовать примеру главы государства. Впрочем, что он может сказать этим людям? Какие слова подобрать, чтобы успокоить отчаявшийся народ?

А пока из своего уютного кабинета он пишет письма протестующим с просьбой “прекратить акцию, участие в которой из-за мороза может угрожать их здоровью”.


Написать комментарий