Феномен Домбровскиса

Кризис крепчает, но популярность премьера только растет.

Кризис крепчает, но популярность премьера только растет.

“Не жилец!” Когда он вступил в должность премьера, многие политики, политические наблюдатели и журналисты смотрели на него, как смотрит врач на безнадежного больного. Конкуренты с радостью потирали руки: возглавить правительство в жуткий кризис — это явный шаг к политическому самоубийству.

Однако время шло, а “смерть” не наступала, более того — вот уже которой месяц рейтинг популярности Валдиса Домбровскиса уверенно стремится ввысь. И это своего рода сенсация, поскольку никогда еще в новейшей истории Латвии премьеры кризисного правительства не пользовались симпатией и уж тем более любовью народа. Первое премьерство Годманиса не в счет — в ту пору значительная часть латвийцев пребывала в некой революционной эйфории и все беды и несчастья списывала на последствия распада советской империи.
Справедливости ради заметим, правда, что Домбровскис популярен именно в латышской среде, и сейчас мы попытаемся объяснить почему.

Во–первых, это весьма удачный пиар, который полностью соответствует ментальности латышского избирателя. Домбровскис предстает перед публикой милым молодым человеком, интеллигентным до мозга костей, который не виноват в случившемся и вынужден разгребать чужие завалы. Имидж “спасителя” как нельзя подошел именно к фигуре Домбровскиса — простого “ильгюциемского мальчишки”, у которого, как в свое время заметила его партайгеноссе Аболтиня, из имущества только скромная квартирка в Пардаугаве и старенький SAAB у подъезда.

Во–вторых, премьер, как бывший банковский служащий, обладает почти олимпийским спокойствием, у народа создается впечатление, что его практически невозможно вывести из себя. Многие считают такое свойство характера подходящим именно в кризис. Даже когда журналисты, пытаясь выбить у премьера “нужный ответ”, задают ему в десятый раз один и тот же вопрос, он умудряется сохранить хладнокровие и лишь повторяет, как мантру: “Я уже на этот вопрос отвечал”. Другой политик на его месте уже давно ответил бы что–нибудь нелитературное или скушал микрофон…

Еще одна причина политического успеха Домбровскиса — умелая эксплуатация роли жертвы. Латышскому избирателю постоянно напоминают, что Домбровскис был первым в списке кандидатов в евродепутаты от “Нового времени”. И если бы он баллотировался, то еще на 5 лет задержался бы в Брюсселе с ежемесячной зарплатой в 7000 евро за, мягко говоря, непыльную работу.

Однако он решился возглавить правительство в кризисный для страны момент и тем самым ради спасения государства пожертвовал своей европейской карьерой. Ну а сердобольный народ, как известно, всегда любит и жалеет жертву и, конечно, прощает ей ошибки. Так многие латвийские пенсионеры простили премьеру “ошибку”, совершенную им летом прошлого года. Мало того, что пенсии были урезаны в одночасье, так еще глава правительства скрывал свой план урезания пенсий до выборов. Другой политик за подобные действия мог бы забыть о симпатиях народа, однако, как показывают все опросы, латышские избиратели решили “забыть” об этом эпизоде в жизни Домбровскиса.

Несомненно, нынешний премьер может записать себе в актив и умение уворачиваться от скандалов. Вспомним недавнюю войну однопартийца Домбровскиса Эйнара Репше с главным налоговиком Дзинтарсом Якансом. Все ждали, что премьер тут же публично встанет на сторону своего учителя и партийного товарища Репше и заклеймит позором налоговика Яканса. Однако глава правительства лишь заявил о том, что “данный вопрос слишком политизирован”, и сделал вид, будто этот скандал вообще его не касается.

Зато на любые проделки чиновников, описанные в прессе или показанные по ТВ, Домбровскис реагирует моментально и назначает служебную проверку. В результате у народа создается впечатление, что премьер — это настоящий государственный деятель, царь, способный поставить на место зарвавшихся чиновников.

Если же спросить у тех, кто симпатизирует премьеру, что же он и возглавляемое им правительство добилось за истекший период, то внятного ответа наверняка не последует. Простых избирателей едва ли интересует некая макроэкономическая стабильность. Народ волнуют цены, зарплата и работа.

Существенного снижения цен не произошло, зато зарплаты продолжали уменьшаться, да и вообще мы наблюдаем катастрофическое снижение уровня жизни в стране. Но при этом рейтинг премьера продолжает расти! Вероятно, часть латвийцев и впрямь не связывает создавшуюся ситуацию с его действиями. Мол, парень не виноват — он заложник ситуации. Да и сам “парень” сумел убедить население, что вина за все беды лежит на прошлых правительствах и особенно на Калвитисе, который проводил политику “педаль газа в пол до упора”. И вот теперь Домбровскис героически выправляет положение — как может…

История популярности Домбровскиса показывает, что в политике имеет значение не только и не столько дела, сколько слова и правильное паблисити — как политик себя преподносит. Согласитесь, предшественнику Домбровскиса Ивару Годманису достался более тяжелый период премьерства, когда страна реально находилась на грани банкротства, когда под угрозой оказалась вся банковская система ЛР. И тогдашний премьер, пусть и выбирая далеко не самые удачные ходы, все–таки дефолт предотвратил. Но народ усилий Годманиса явно не оценил, и во многом по причине неумелого пиара главы правительства, неумелого, как модно говорить, “позиционирования” себя.

Рискнем предположить, что Домбровскис спокойно доработает на посту премьера аж до выборов и станет основным кандидатом на пост главы правительства от объединения “Единство”. Вот только во время предвыборной кампании будет уже совсем другая игра и одного имиджа жертвы и героя недостаточно. Ведь его конкурентами в премьерской битве станут куда более опытные и харизматичные политики — Лемберг, Урбанович, Шкеле и Шлесерс.

Автор: Абик Элкин


Написать комментарий