Производители и торговцы предупреждают: продукты будут дорожать

После распространения в обществе слухов, что яйца вскоре подорожают на 60%, руководство птицефабрики "Кекава" решило официально объявить о росте цен на мясо птицы и яйца. Латвийская федерация предприятий пищевой промышленности и ассоциация торговцев поставили "Кекаву" в пример другим и объявили это публичное признание актом проявления социальной ответственности.

Розница ждет катастрофы

Слухи оказались небеспочвенными. Уже в октябре могут подорожать практически все продукты питания, за исключением, быть может, некоторых сладостей. Президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич сообщил, что крупнейшие поставщики продукции готовятся к повышению цен и уже заявляют об этом, но, в отличие от “Кекавы”, пока в закрытых кругах. Рекордный скачок цен ожидается на гречку — от 98-130%, цены на другие крупы вырастут на 20-56%. Продолжат расти цены на молоко и молочные продукты. Уже в сентябре можно ждать повышения на 10- 15% цен на молоко, кефир, сливки, йогурт и творог. Настолько же поднимут цены производители мяса, в основном куриного. Увеличение цен на муку и хлеб пока не заявлено, но и оно, скорее всего, будет в пределах 10-15%. В этих же границах вырастут цены на кофе и какао и соответственно на продукты, содержащие какао. Пока все это только прогнозы в отношении себестоимости продукции. Конкретные предложения по повышению цен производители сделают к концу сентября. При лучшем раскладе средний рост составит 7-10%.

Цены будут расти постепенно и к ноябрю, возможно, стабилизируются, а к январю-февралю могут и упасть, допускает Данусевич, если из-за падения покупательского спроса у производителей и распространителей останутся излишки продукции. Что, согласитесь, является слабым утешением, ведь повальный рост цен на продукты придется на период роста коммунальных платежей, что серьезно ударит по платежеспособности жителей Латвии.

Торговые розничные сети, в том числе крупнейшие Maxima и Rimi, смотрят в будущее без оптимизма. “То, что нас ждет, это катастрофа”, — признаются они.

Мы вас предупредили

Причина ожидаемого роста цен — удорожание энергоресурсов (в том числе газа), в массе своей импортных, в среднем на 15%, рост закупочных цен на зерно и молоко, а также на кормовые добавки и :упаковочный материл. И это не только латвийская, но и общеевропейская тенденция.

- Мы должны быть к этому готовы, не сеять панику, а информировать общество, — поддержал Данусевича исполнительный директор Латвийской федерации предприятий пищепрома Норис Крузитис . — Это реальность сегодняшнего дня.

Нездоровый ажиотаж вокруг роста цен в масс-медиа и спекуляции на эту тему со стороны разных экспертов, бросающихся в своих заявлениях из крайности в крайность, пугающие новости из-за рубежа (например, о запрете экспорта российского зерна, а значит, сокращении предложения на мировом рынке и угрозе срыва экспортных сделок) — все это побудило “Кекаву” как производителя и оператора собственной торговой сети поставить покупателей в известность, что собственно и происходит. Пусть делают выводы и спокойно готовятся к росту цен. В общем, кто предупрежден, тот вооружен.

Анатомия выеденного яйца

Председатель правления птицефабрики “Кекава” и АО “Кекавские бройлеры” Виталий Юдин разложил по полочкам, почему рост цен на куриное мясо, субпродукты и яйца и вообще инфляция неизбежны.

- Повышение цен на наши продукты следует за очень резким скачком биржевых цен на зерно за последние три месяца. К сентябрю они выросли более чем на 20% и продолжают ежедневно расти где-то на евро за тонну. За последние полгода они подскочили на 73%! В Латвии за последний месяц цена на зерно достигла 120 латов за тонну. Это на 40 латов больше, чем весной. Но главная проблема — рост цен на фьючерсы, то есть на сделки будущего. Так, фьючерсные сделки ноября-декабря уже котируются на уровне 230 евро (более 140 латов) за тонну кормового, фуражного зерна. Это вызовет резкий скачок цен на любую пищевую продукцию, в составе которой есть зерновые. В птицеводстве значительную часть комбикорма (60- 80%) составляет зерно. Дорожает зерно — дорожают затраты на производство. Напрямую это коснется производителей муки и хлебобулочных изделий, а также молочных продуктов, ведь коров тоже кормят зерновыми добавками. Конкретно на “Кекаве” наблюдающийся рост цен приведет к увеличению себестоимости продукции на 10- 15%.

По словам Юдина, первой волны роста цен потребителям следует ожидать в начале октября, когда на полках магазинов появятся продукты, произведенные в середине и конце сентября на основе августовского зерна. Производители и ритейлеры постараются амортизировать резкий скачок цен, чтобы избежать провалов в торговых объемах.

Ау, правительство!

Похоже, рановато наше правительство отрапортовало о стабилизации экономики в стране. Повышение цен на широкий спектр продуктов питания уж никак не будет способствовать росту покупательной способности. О росте зарплат работодатели почему-то заявлять не спешат — значит, в очередной раз основной массе населения придется затянуть пояса.

Зная инертность представителей законодательной власти, отраслевые общественные организации пищевой и торговой отраслей совместно с самими предприятиями готовят свои предложения по смягчению ценового удара. Во-первых, можно бы было увеличить не облагаемый налогом минимум до 90 латов и тем самым освободить для потребителя лишние 20 латов в месяц. Во-вторых, для кредитования закупок можно было бы использовать деньги из госкассы (речь идет о международном займе), которые лежат мертвым грузом и не выпускаются на рынок. Тогда производителю не придется тратить лишние деньги на проценты по банковским кредитам и замораживать оборотные средства. Коммерческие банки берут 8- 9% годовых, государство могло бы кредитовать под 3- 4%. Кредитная политика могла бы в этом случае быть более долгосрочной: производитель, получив кредит на два или три года, мог бы накопить запас того же зерна или комбикорма. За счет таких запасов и доступности финансов можно выровнять цены на зерно в течение года, ведь осенью оно дороже, весной дешевле. Можно потерпеть месяца три-четыре и поработать в убыток, зная, что затем доходность восстановится.

Хенрик Данусевич пошел в своих мечтах еще дальше. Правительство (вопрос: какое?) могло бы снизить НДС на продукты первой необходимости: молочные, мясные и бакалейные. А государство — снизить закупочные цены на зерно примерно на 10% и помочь производителю закупать зерно напрямую у крестьянина, за счет чего можно уменьшить себестоимость продукции. Другие страны уже начали искать пути решения проблемы. Так, Германия подняла налог на спекулятивные сделки с зерном. Кто-то вообще их запретил. Премьер-министр России Владимир Путин сократил число зерновых бирж в России до трех и таким образом свел число перекупщиков на нет.


Написать комментарий