Число участников песенной революции и героев баррикад растёт с каждым годом

Участников песенной революции и героев баррикад скоро будет намного больше, чем тех, кто носил бревно с Ильичом. Даже больше, чем совершеннолетних жителей Латвии по состоянию на январь 1991 года. Наверное, это неизбежно — людям хочется быть сопричастными с историческими событиями, а тот январь, как бы кто к нему ни относится, однозначно является важней частью новейшей истории Латвии.

Думаю, те, кто в ту пору был в сознательном возрасте, согласятся со мной: это было время, которое никого не оставляло равнодушным. Кажется, что адреналин в крови каждого просто "кипел" — таким возбужденным флегматичный прибалтийский народ не был никогда и едва ли когда–нибудь будет.

Какие–то детали за 20 лет, конечно же, стираются из памяти, но одно я запомнил отчетливо: все не только ждали перемен (неважно в какую сторону), но и хотели активно в них участвовать. Революционная ситуация, как говорили классики, действительно сложилась.

В эти опасные январские дни я, тогда студент–медик, проходил практику на Рижской станции скорой помощи, был одним из диспетчеров по приему вызовов. Хорошо помню, что оказался словно на "командном пункте" во время войны. На "скорую" уже звонили с сообщениями о том, что началась стрельба, есть раненые. Многие из диспетчерской даже начали активно проситься "на передовую" — чтобы их определили на спешно созданные дополнительные бригады "скорой". Тогда туда рвались все: и латыши, и русскоязычные. В час "Ч" были забыты все языковые и прочие национальные нюансы.

Не берусь говорить за всех, но мне кажется, что большинство русскоязычных в январе 91–го были все–таки на стороне тех, кто хотел независимости для Латвии. Люди просто устали от советского бардака, неопределенности и даже какой–то анархии. Люди жаждали перемен и надеялись, что уж в рамках маленькой страны нам удастся быстрее навести порядок и создать нормальные условия жизни для всех.

Нынешние романтические воспоминания о том времени сильны именно потому, что… Потому что более никогда наша страна и ее жители не были так едины и не жили ощущением "светлого будущего".

В период революции люди забывают, что человечество веками практически не меняется, и всегда находятся те, кто, попав во власть, тут же начинают, как говорил Жванецкий, воровать с убытков и отвлекать народ "поисками врагов" и "пятой колонной". В Латвии отчетливо проявились все людские пороки, причем проявились именно во власти. Поэтому для многих лучше вспоминать о песенной революции, чем жить днем сегодняшним.


Написать комментарий