СК: цены на продукты должны снижать и производители, и продавцы

Наблюдаемый в последние месяцы резкий рост цен на продукты питания в супермаркетах может быть замедлен только путем повышения эффективности всех этапов производства, начиная с крестьянина и заканчивая супермаркетом, указала глава Совета по конкуренции (СК) Иева Яунземе в дискуссии о поправках в Законе о конкуренции.

«Ключевой вопрос — как повысить эффективность, начиная с крестьянина, производителя и заканчивая супермаркетом. Оценивая процессы повышения эффективности работы «Maxima» и «Rimi» и сравнивая их со средними показателями по Европе, следует признать, что они высоки. К сожалению, в настоящее время латвийский потребитель не может абсорбировать мировой рост цен на молоко. Ну нет этих денег! Плюс еще и налоги, плюс низкая покупательная способность, плюс дефицит молока. Ни для кого не секрет, что цены на зерно и молоко находятся под влиянием спекулятивных сделок, и там ничего нельзя сделать. Люди заработать больше тоже не могут. Поэтому этот рост цен можно снизить только за счет эффективности», – сказала Яунземе.

Она отметила, что в мире рост цен определяется долгосрочными контрактами, когда «обе стороны за столом переговоров цивилизованно решают вопрос об условиях поставки, а не дают друг другу для подписи готовый контракт».

В свою очередь член совета AS «Rīgas Piena kombināts» Янис Цейчс указал, что компания не готова заключать долгосрочные контракты с супермаркетами из-за невыгодных условий. «Мы постоянно по требованию СК отсылаем совету условия договора, объемы, цены и т.д, где видно, как образуется ситуация с поставочными ценами и скидками. С одной из сетей супермаркетов компания в начале этого года заключила договор только на первые три месяца года — потому что условия еще более суровые, чем в 2010 году».

Между тем исполнительный директор SIA «IKI» Даце Зундуре подчеркнула, что цены в магазинах диктуют не производители, а общество.

«Речь идет о концентрации закупок, о том, сколько мы готовы закупать, а покупатель сделает выбор сам. Понятно желание производителей постоянно менять цены при изменении экономической ситуации, но что делать, если магазин закупил молоко, а его приходится потом списать? Мы встречались с министром сельского хозяйства, обсуждали, почему у крупнейших производителей цена за килограмм самого дешевого хлеба является самой высокой. Если производитель оптимизировал все процессы, поэтому у него высокие цены по сравнению с маленькими пекарнями? Между тем, мы должны смириться с повышением цен, которое исходит от этих крупных производителей, и покупателю от этого приходится страдать. Мы в тупиковой ситуации», – сказал Зундуре.

Депутат Сейма Дзинтарс Закис («Единство») указал, что сомневается в заботе супермаркетов о покупателе. «Это было бы правдиво, если бы на одинаковые продукты вы ставили одинаковую наценку. Но на практике так — если один производитель смог произвести что-то дешевле, то наценка высокая, а у другого, известного бренда, который стоит дороже, наценка небольшая. На цены влияет ваше стремление заработать, а не забота о потребителях».
Яунземе признала, что СК в этой ситуации выступает в качестве «санитара леса».

«Решаем то, что предприниматели любят называть структурными реформами в области государственного управления. Наблюдая пять лет за рынком молочных продуктов, могу заверить, что там это реформы необходимы. К сожалению, у нас потребитель с покупательской способностью кризисного времени, к тому деформированный «жирными годами». Тогда люди покупали, цены шли вверх. Потом покупательная способность упала, и цены тоже упали. Мы следили за тем, чтобы это происходило солидарно. Теперь опять новая волна, и супермаркетам нужно поднимать цены. Но покупательская способность ведь не улучшилась, из кризиса мы не вышли! Возможно. Меня не поддержат, но если бы супермаркеты не влияли на ценообразование, но я бы отказалась даже предсказать цены производителей, потому что все хотят заработать побольше», – подвела итог глава СК.


Написать комментарий