Делил судьбу со своей страной

Всех, кто искренне любит кино, опечалила весть о смерти на 91-м году актера Георгия Степановича Жженова. Это случилось вчера.


Почему-то для меня его облик совпадает с гаишником из фильма «Берегись автомобиля», вобравшего в себя букет противоречивых русских черт, и которому отпустить Деточкина восвояси мешает «нахождение при исполнении». Мы знаем драматический путь артиста: он был репрессирован, он не сдался, он нашел в себе силы начать сначала… Все это достойно уважения. Но грусть вызывает уход не героя реальной жизни, не киношного героя разведки и шпионажа, а простого персонажа – советского милиционера, ласково и одновременно зловеще подзывающего к себе Смоктуновского.

Кстати, Жженов познакомился со Смоктуновским еще в ссылке, в Норильске. Именно он настоял, чтобы косивший от возможного ареста бывший военнопленный Кеша, а в будущем гениальный артист Иннокентий Михайлович бросил все и уехал в Москву…

Жженовы – из тульских крестьян. Семья Георгия переехала в Питер. Чтобы поступить в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум, 15-летний Жора подсунул паспорт старшего брата в приемную комиссию. Поступил. Вскоре последовал успешный номер в цирке. А там и киношники приметили молодого акробата. После первого фильма «Ошибка героя» Георгий бросил цирк, стал учиться в театральном училище у Сергея Герасимова.

Последовали картины «Чапаев», «Комсомольск»… По пути на Дальний Восток, на съемки «Комсомольска», Георгий познакомился в поезде с американским дипломатом. Снялся в кино, и тут за невольное знакомство чекисты пришили ему шпионаж.

В застенке его по неделе держали на ногах, поднимая за волосы, когда падал, – чтобы выбить нужные показания. А дальше (цитата) «думал, как бы выжить, как бы отнять у кого пайку, обмануть повара, закосить лишний черпак баланды». Помогла крепкая психика. Сам он не без иронии говорит так: «Я, наверно, был малоинтеллигентным человеком – меня не истачивало изнутри чувство оскорбленности».

Годы лагерей и ссылки отняли у него 16 лет. После смерти Сталина его реабилитировали. Дальше все сложилось удачно. Издевательства и лишения не лишили Георгия Степановича житейской мудрости и твердости характера, не озлили. Хотя и не сделали ангелом всепрощения.

Он автор замечательной прозы – о театре, о встречах с известными людьми. И о лагерях. Вот его слова: «Ненависть у меня есть к тем, кто родил и увековечил на какое-то время большевизм. К большевикам у меня ненависть есть, как к узурпаторам, к палачам. Но что толку? Как я ее выплескиваю? Вот пишу, пишу, стараюсь держаться правды, не лукавлю, не умалчиваю ничего»…

Может, эти долгие 90 лет были даны ему в качестве своего рода компенсации? Кто знает, если б не передряги, выпавшие на долю артиста, может, и не были бы столь убедительны его персонажи. Это вам не сегодняшние кумиры сериалов – без прошлого, без судьбы, играющие кого попало и как попало – одинаково плоские, что сами, что их герои. А на Жженова просто интересно смотреть, пусть он даже ничего не делает в кадре. Уже одно его присутствие дает изображению нерв и убедительность.

Харизматического артиста режиссер Митта берет на роль командира авиалайнера в фильме «Экипаж» – первый советский фильм катастроф.

Георгий Жженов полюбился миллионам зрителей гораздо раньше – в роли генерала разведки в трилогии о «Сатурне». Но еще больше в роли раскаявшегося шпиона в фильмах о резиденте. Пошли звания и лауреатства. Особенно старалось КГБ, осыпавшее артиста дождем наград. В 2000 году ему в Челябинске поставили памятник, за что «виновнику» было неловко по гроб, что называется, жизни.

Кроме кино Жженов верно служил театру, с 1961 года бессменно играя в Театре им. Моссовета. Такое постоянство тоже о чем-то говорит. Всего на сцене Георгий Жженов сыграл более ста ролей и снялся в 80 фильмах. Любимая роль – сенатор Вилли Старк из телефильма «Вся королевская рать».

Жженов – лауреат кинопремии «Ника» в номинации «Честь и достоинство». Чего-чего, а этих качеств он никогда не терял. Минувшей весной артиста пригласили в Кремль. Владимир Путин лично поздравил его с 90-летием, назвав артистом мирового уровня.

- Я – нет, – скромно отозвался Жженов.

Думаю, мы скорее согласимся с президентом России.

09.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий