Генетически модифицированные продукты *опасны для здоровья* 10

Недавно Московский научно-исследовательский институт питания решением суда был признан виновным в непредоставлении полной информации о безопасности генетически модифицированных (трансгенных) продуктов, разрешенных к использованию на территории России. Истцом по делу выступило российское отделение Greenpeace. Повлияет ли это решение на распространение трансгенных продуктов в Российской Федерации, пока неясно.

История вопроса

Первые трансгенные продукты были разработаны американской фирмой Monsanto в конце 1980-х. Тогда учеными были выведены растения со встроенным в их цепочку ДНК чужим геном. А спустя десятилетие в США в продаже появились первые генетически модифицированные помидоры. Немногим позже американские компании стали выращивать и продавать трансгенную сою.

Выгода от производства трансгенных продуктов очевидна — помидор, “улучшенный” геном камбалы, становится морозоустойчивым, на картофель, модифицированный геном скорпиона, не претендует колорадский жук. Безопасность употребления этих продуктов предполагается, но очевидных доказательств пока нет. Впрочем, сторонники распространения ГМ-продуктов утверждают, что и вред для человека тоже никакими данными не подтвержден. Однако есть в этом утверждении недоговоренность: чтобы оценить более или менее достоверно влияние трансгенных продуктов на человеческий организм, необходимо по меньшей мере несколько десятилетий исследований тех, кто регулярно употребляет “исправленную” генами еду.

Неоднозначная оценка трансгенной еды привела к тому, что в 2004 году Евросоюз ввел запрет на ее импорт. Всемирная торговая организация признала его незаконным и постановила, что запрет, введенный шестью отдельными странами Евросоюза — Австрией, Францией, Германией, Грецией, Италией и Люксембургом, — нарушает правила международной торговли. Любопытно, что и Всемирная организация здравоохранения в прошлом году заявила, что модифицированные продукты так же безопасны, как и их природные аналоги. Правда, сделав поправку: мол, вся трансгенная еда должна проходить тщательную проверку на безопасность.

Допустимые потери

Ирина Ермакова, доктор биологических наук, член экологической женской ассамблеи при ООН, прошлым летом испытывала трансгенную сою на крысах. Элементарный, по сути, опыт, который до нее, тем не менее, за десять лет в России не проводил никто. Объясняется равнодушие ученых к этой теме достаточно просто: любой эксперимент предполагает финансирование. А свободных денег на науку в стране нет — это факт очевидный. Так что, по сути, исследования Ермаковой — это ее личный интерес, который она, получив результаты, теперь стремится сделать общественным. Пока получается плохо.

Ермакова взяла три группы крыс. Одну группу кормила обычным лабораторным кормом, в рацион второй к лабораторному корму добавляла обычную сою, третью группу кормила кормом с добавками генетически модифицированной сои. Она начала делать это за две недели до спаривания животных, предположив, что трансгенная соя может воздействовать на половые клетки и репродуктивные органы животных. Результаты оказались шокирующими. Смертность крысят, рожденных от крыс, которых кормили ГМ-соей, в 8 раз превысила смертность крысят, мам которых кормили обычным кормом. А те, кто выжил, имели малый вес и поражения внутренних органов. Ермакова повторила опыт трижды. Результаты тоже повторились: около 7% смертности в чистой группе и почти 56% — в “модифицированной”. Трактовать это как случайность?!

В ответ получила описания некоторых исследований, которые подтверждают ее предположения.

Правительственные исследования в Шотландском институте урожая показали опасность ГМ-растений для насекомых. Божьих коровок кормили тлей, которую разводили на генетически модифицированных картофельных растениях. Жизнь божьих коровок сокращалась до половины от ожидаемой, а их плодовитость и кладка яиц значительно уменьшались.

В исследовании, опубликованном в журнале Nature, сравнивались три группы личинок бабочки Danaus plexippus. У той группы личинок, которая кормилась растительным млечным соком с ГМ-пыльцой, наблюдались замедленное развитие и низкий процент выживаемости. В другой работе было обнаружено негативное влияние ГМ-кукурузы на бабочку-парусник. ГМ-добавки оказывают неблагоприятное воздействие и на млекопитающих. Наиболее известными и значимыми являются исследования английского ученого А.Пуштая, который показал угнетение иммунной системы и нарушение деятельности внутренних органов у крыс, которых в течение 10 дней кормили картофелем с геном подснежника. Похожие результаты были получены и в России при проверке двух сортов картофеля, устойчивого к колорадскому жуку.

“По данным немецких ученых, — говорит Ермакова, — гены ГМ-растений могут встраиваться в ядро клеток другого организма. Отсюда изменения в органах, которые наблюдали ученые из Италии и Англии. Можно привести и примеры рождения уродов у свиней и коров, если корм содержит ГМ-добавки”.

Аналогичную точку зрения она нашла в работах научного советника правительства Норвегии профессора Терье Траавика, который более 20 лет занимался генной инженерией. Профессор считает, что искусственный генный материал, выпущенный в окружающую среду, может внедриться в генетический материал клеток всех видов, включая и человека. Этот процесс, называемый горизонтальным перемещением генов, уже привел к появлению новых вирусов и бактерий, ведущих к страшным мутациям и вызывающих острый токсикоз, аутоиммунные реакции, онкологические заболевания.

ЦИФРЫ:

- Общая площадь, отведенная под посевы генетически модифицированных культур на планете, составила 90 млн. га. Это на 11% больше, чем в 2004 г.
- Основными странами — производителями ГМ-культур признаны США, засеявшие поля площадью 49,8 млн. га (55% от общемировой площади), Аргентина — 17,1 млн., Бразилия — 9,4 млн., Канада — 5,8 млн. и Китай — 3,3 млн. га.
- Основной ГМ-культурой оставалась соя, посевы которой заняли 60% от общемировых посевов ГМ-культур. На долю кукурузы пришлось 24%, на хлопчатник — 11, на долю рапса — 5%.
- Россия пока ГМ-культуры не сеет, но активно ввозит на внутренний рынок ГМ-сырье, в основном сою. Соя используется в производстве йогуртов, сметаны, кондитерских изделий. Ее добавляют в колбасы, сосиски, чипсы, детское питание, шоколад.

P.S. Когда материал готовился к печати, в редакцию позвонила Ирина Ермакова и попросила не называть институт, на базе которого она проводила свои исследования. Руководство НИИ опасается давления со стороны лоббистов ГМ-добавок. На форум личного сайта Ермаковой уже не раз поступали анонимные угрозы и оскорбления.

Что касается конкретно исследования Ермаковой - по нему уже исчерпывающе высказались специалисты, например: http://genetics.timacad.ru/works_paper6(GM_KPreston).htm

Сама Ермакова на собственном сайте в "ненужные ей" дискуссии не вступает.
Так что это уже малоинтересно.

Меня очень интригует другое.

Среди яростных противников ГМ продуктов - академик Яблоков (выпускник кафедры зоологии позвоночных МГУ во времена, когда генетика вообще не могла нигде в СССР преподаваться); его сотрудник А.Баранов, выпускник той же кафедры, сотр. ИБР, тематика работы связана с крупн

ым рогатым скотом; доктор Ермакова - нейрофизиолог, спец. по ВНД. Н.Олеференко - координатор многих проектов Гринпис, вообще не биолог, а эколг или юрист.

Этой компании было бы крайне выгодно пригласить к себе хоть одного специалиста, понимающего хоть что-то в генной инженерии. Это может быть спец. по генной диагностике, генной дактилоскопии, онкогенам - просто мол.биолог, работающий с рекомбинантными белками, поскольку некоторые (рецепторы) в природных источниках существуют в недостаточных для исследований количествах.
Однако таких людей "н

на этой стороне нет.

Одно из двух: либо, как только человек получает свой первый рекомбинант - к нему сразу сбегаются представители зловредных "корпораций" с большими деньгами, и покупают студента на корню; либо специалистов, разделяющих эту точку зрения, не существует в природе.
Как вы полагаете - почему?
И не называется ли вся эта масштабная кампания воинствующим невежеством? А?

Госпожа Ермакова, огромное Вам спасибо за то, что вы занимаетесь вопросами ГМП. Побольше бы таких людей как Вы.

Молекулярный биолог: Если про крыс правда, то даже до 1 классника дойдет, что к чему. И тут образование не играет никакой роли или вы считаете, что у "одного специалиста, понимающего хоть что-то в генной инженерии" они будут дохнуть по-другому?

Кончайте ерунду нести. Автора - в помойку по причине необразованности.

"Ермакова взяла три группы крыс."
Приехали. Ну не нужно своим мозжечком оценивать чужие научные исследования.

Автор - позор нашей действительности. Оно шифрует имя, это 1.
Оно не ладит с логикой, это 2.
Оно...
Да уж...
Прочувствуйте те, кто нормален -
ОНО ЖИВЕТ И У НЕГО (НЕЕ) НИЧЕГО НЕТ ЗА ДУШОЙ!!!

Физик: Кончайте ерунду нести. Автора - в помойку по причине необразованности. Иногда кажется, что журналистов в массе нужно отправить вагоны грузить по причине умсвенной отсталости. "Ермакова взяла три группы крыс." Приехали. Ну не нужно своим мозжечком оценивать чужие научные исследования. "Результаты своих опытов Ермакова по Интернету разослала 35 ученым из 19 стран мира." Умственная отсталость по причине негативного сексуально опыта еще не дает автору коментировать что-то и где-то. Автор: www.telegraf.lv:http://www.telegraf.lv/index.php?act=archive&date=20060420&gid=156&id=21352 Автор - позор нашей действительности. Оно шифрует имя, это 1. Оно не ладит с логикой, это 2. Оно... Да уж... Прочувствуйте те, кто нормален - ОНО ЖИВЕТ И У НЕГО (НЕЕ) НИЧЕГО НЕТ ЗА ДУШОЙ!!!

фууу, как низко. Позор вот нашей действительности- такие вот физики.

Еще раз убедился, что ГМ продукты лоббируют очень сильно. Посему- сами кушайте эту дрянь.

по моему мнению,всё так и есть, как написано в статье.У нас в Латвии грубо говоря- нищета,покупаются дешёвые продукты в большущих магазинах,а от сюда не здоровая полнота не только у взрослых, но и детей.Очень много появилось аллергичных людей.А идёшь к врачу,он опускает глаза и вешает лапшу на уши,выписывая не нужные пилюли,при том не дешёвые.

народ!!!я прочитала ваши коменты,одни омбиции,кто кого умнее.А если просто здраво рассуждать:почему в природе скарпион не скрещивается с кортошкой,рыба с соей?Почему мул не имеет потомство,почему выведенный исскуствено тигр-лев не может иметь потомство и в дикой природе врятли бы выжил.Задумайтесь!Не нами это задумано и не нам это отменять.Потому что это чревато,не сейчас,так через несколько десетелелий всему живому.А те, кто сейчас набивают свои корманы, никуда от этого не убегут.