Время боится пирамид, а пирамиды… женщин

Латвийская экспедиция опровергла старые гипотезы о строительстве самой древней в мире пирамиды - пирамиды фараона Джосера на плато Саккар. Но это далеко не единственная тайна плато

Из-за женщины было прекращено строительство великих пирамид в Гизе

Таинственный саркофаг

Зимой 1925 года фотограф американской археологической экспедиции профессор Гарвардского университета Д. А. Райзнера устанавливал штатив у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе. Вдруг острая металлическая нога штатива вонзилась в камень. Оказалось, что это замаскированная под скалу известковая штукатурка. Под ней на дне 25-метровой шахты нашли гробницу матери Хуфу – Хетепхерес I, дочери последнего фараона III династии Хуни и жены основателя IV династии Снофру (2575- 2551 год до н. э.).

Это была сенсация! Ведь, во-первых, жена Снофру должна покоиться подле пирамиды мужа в Дашуре, а не рядом с сыном. Во-вторых, гробница была недостроена и строители так спешили, что забыли там свои медные кирки и зубила, хотя медь тогда весьма ценилась. (За 75 г меди можно было купить тогдашний «мерседес» – осла). Кроме того, вещи царицы просто свалены в кучу.

Даже сегодня, не веря в божественность царей, трудно представить, чтобы царицу кинули в наспех вырытую яму. Но самый большой сюрприз преподнес саркофаг – он оказался пуст! Версия о ложной гробнице отпала, так как сосуды для внутренностей были. Да и саркофаг хранил следы тела – оно было, но пропало.

Может, грабители успели украсть лишь мумию из саркофага с наиболее ценными украшениями? Тогда почему саркофаг цел? Саркофаги фараонов устроены так, что их вскрыть трудно. Обычно грабители разбивали крышку кувалдами. Но в этом случае саркофаг был вскрыт, а потом закрыт так аккуратно, что археологи это не сразу заметили.

«Лишняя» дочь

Через 60 лет после находки гробницы Хетепхерес всплыли факты, заставившие подозревать, что Снофру женился на вдове, у которой была дочь от первого брака, – ее муж и должен был стать царем после Снофру, как было положено в Египте. Но Снофру желал, чтобы наследовал его сын.

Образовались две царские ветви – старшей дочери от первого брака и младших дочерей от брака с Снофру. Это и стало причиной, по которой ветвь Снофру посчитали младшей и не совсем законной. Закономерно и выделение ее в отдельную, IV династию.

При чем тут мумия царицы Хетепхерес? При том, что претендент на трон должен был свое право доказать чередой предков по женской линии. Для отрешенной от власти старшей дочери Хетепхерес и ее мужа было важно, чтобы мумия ее матери покоилась в их семейном склепе, а не рядом с представителем «незаконной» династии.

Очевидно, фараон Хуфу (2551- 2528 год до н.э.), чтобы подтвердить свое сомнительное право править, приказал перезахоронить мумию матери у своей пирамиды, а его конкуренты, чтобы это оспорить, организовали ее похищение.

Конфликт между обеими ветвями продолжался почти век, переходя от детей к внукам. Грозный Хуфу даже собирался расправиться с конкурентами, но его отговорил оракул и чародей Джеди и бог Ра (очевидно, через жрецов). Легенда гласит: Хуфу отправился, чтобы покончить с соперниками, но корабль сел на мель. Царь понял – боги не желают расправы, и велел возвращаться, и судно сошло с мели.

Именно сознание своей «неправильности» заставило Хуфу строить пирамиду в Гизе и даже изменить технологию строительства, превратив пирамиды в горы. У свято чтущих традиции египтян так ничего не делалось. Скорее всего и записанные Геродотом легенды о тиране Хуфу, родная дочь которого была проституткой, является пересказом сплетней конкурирующей ветви.

После Хуфу царем, женившись на дочери Хуфу Хетепхерес II (вдове родного брата Каваба), cтал Раджедеф (2528- 2520 год до н. э.). Начался период открытой конфронтации. Царь даже пирамиду решил строить не подле пирамиды «труса» (не убившего конкурентов) Хуфу и не в Саккаре – старом некрополе III династии, а в новом месте – Абу-Роаш.

Правил он восемь лет, но не сумел ни расправиться с конкурентами, ни достроить свою пирамиду. Возможно, Раджедеф стал жертвой междоусобицы – похоже, что его даже похоронили не по-царски. Более того, все его изображения были уничтожены – в Египте так поступали с преступниками.

Путь к примирению

Взошедший на трон сын Хуфу Хафра (Хефрен, 2520- 2494 год до н. э.) хоть и говорит о «неверной женщине», которая достойна сожжения на костре, но не решается на открытую борьбу. Любопытно, что после его смерти последовали четыре года смуты. А его сын и наследник Менкаура (Микерин, 2490- 2471 год до н. э.) уже примирился с мыслью, что придется уступить власть старшей линии. Возможно, что он в знак примирения приказал даже изобразить рядом с собой Раджедет в виде богини Хатор.

Сын Менкауры Шепсескаф (2471- 2467 год до н. э.) попытался бороться – изъял из тронного имени имя бога Ра, отказался от пирамиды и, подобно Раджедефу, построил гробницу вне Гизы. То был открытый вызов поддерживаемым жречеством Ра конкурентам. Однако потерпел поражение и под конец своего недолгого правления пошел на компромисс, женив дочь на Усеркафе – правнуке Раджедет. Правда, придворная клика, со сменой династии терявшая все, без боя не сдалась – об этом свидетельствует двухлетний разрыв между смертью Шепсескафа и коронованием Усеркафа. Очевидно, последовала кровавая междоусобица кланов.

С воцарением Усеркафа (2465- 2458 год до н. э.) обе линии вновь слились, и поэтому его считают основателем новой, V династии. Любопытно, что свою пирамиду Усеркаф возвел в Саккара – некрополе фараонов III династии, рядом с пирамидой Джосера – и отказался от гизехских «гор». Этим подчеркивая: он продолжатель III династии, а не «самозванцев» из IV династии.

…Глубоко символично тронное имя царя Усеркафа (или по-нашему – «сильного духом») – потомки непримиримой Раджедет своего добились.


Написать комментарий