Империя опасна для здоровья России

«Не взялся бы за эту работу, если бы не видел, насколько политически опасна эксплуатация постимперского синдрома в современной российской политике, не знал об очевидных, бросающихся в глаза аналогиях между риторикой людей, использующих постимперскую ностальгию в нашей стране, и стандартами пропаганды национал-социалистов в последние годы существования Веймарской Германии»

Так пишет Егор Гайдар, автор российских экономических реформ начала 1990-х годов, ныне директор Института экономики переходного периода, о мотивах, побудивших его написать книгу «Гибель империи. Уроки для современной России».

Егор Гайдар был участником и свидетелем распада гигантской империи – Советского Союза. Но написал не мемуары (они уже существуют – книга «Дни поражений и побед»), а по сути дела исторический, политологический и экономический «детектив» о том, как разрушались империи и каковы риски постимперского состояния, чреватого авторитаризмом и ксенофобскими настроениями.

Ностальгия по империи – одно из самых сильных чувств. Оно хорошо известно англичанам (об этом написал книгу, ставшую бестселлером, Найал Фергюсон, скорее сочувственно относящийся к британскому империализму), туркам (выдающий турецкий писатель Орхан Памук художественными средствами изучал «встроенную» в турецкую ментальность легкую тоску по Османской империи) и, разумеется, россиянам, для которых Советский Союз сегодня – отчасти уже холодная история, отчасти – окрашенные в лирические тона воспоминания о молодости. Книга Егора Гайдара разрушает ностальгические иллюзии по СССР: год за годом, месяц за месяцем, неделя за неделей автор, в те годы молодая звезда советской экономической науки, сотрудник «Коммуниста», а затем «Правды», реконструирует на основе архивных документов хронику экономической катастрофы, спровоцированной «деинтеллектуализацией» советских лидеров, ущербностью плановой экономики, отсутствием у руководства страны политической воли к реформам и – падением в 1985 году цен на нефть.

Советский Союз оказался хрестоматийным примером колосса на глиняных ногах – государства с разбалансированным бюджетом, наркотической зависимостью от продовольственного импорта и продажи сырья. Классика жанра – приводимая Егором Гайдаром фраза председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, обращенная к начальнику Главтюменьнефтегаза Владимиру Муравленко: «С хлебушком плохо – дай 3 миллиона тонн сверх плана». «С хлебушком плохо» означало, что не хватает валюты, вырученной от продажи углеводородного сырья, для закупки зерна за границей. «3 миллиона тонн сверх плана» – это увеличение извлечения нефти, но варварскими методами, создающими риски снижения добычи в последующие годы и десятилетия. По поводу же интеллектуального уровня советского руководства Егор Гайдар иронически заметил во время презентации книги: «Все иллюзии были развеяны, когда я увидел документ президиума политбюро ЦК КПСС: «О товарище Засядько. Товарищ Засядько вышел из запоя. Назначить товарища Засядько министром на Украине».

Империя неэффективна в управлении. Это касается не только Советского Союза, но и вообще любой страны, уверовавшей в собственное благополучие и существующей за счет одного единственного типа доходов, то есть страдающей «голландской болезнью». Один из первых исторических примеров подобного рода, который подробно анализирует Егор Гайдар – Испания: «История Испании XVI-XVII вв. – пример державы, которая пережила крах, не потерпев поражения на поле брани, но рухнула под влиянием непомерных амбиций, основывавшихся на таком ненадежном фундаменте, как доходы от американского золота и серебра».

Современная Россия, считает Егор Гайдар, – уже не империя, но государство, переживающее постимперский синдром, к тому же попадающее в ловушку рисков, связанных с высокими ценами на нефть и «голландской болезнью»: «Эксплуатация постимперского синдрома – эффективный способ получить политическую поддержку. Концепция империи как государства мощного, доминирующего над другими народами – продукт, продать который так же легко, как кока-колу или памперсы… Пытаться вновь сделать Россию империей – значит поставить под вопрос ее существование. Риск движения в этом направлении высок. Именно поэтому важно понять, чем были империи,… почему они распались».

Советское руководство догадывалось о том, что высокие цены на нефть – единственный способ продлить существование империи. Егор Гайдар приводит в книге записку председателя КГБ СССР Юрия Андропова генеральному секретарю ЦК Леониду Брежневу от 23 апреля 1974 года, в которой докладывается о поддержке Советским Союзом «спецопераций» Народного фронта освобождения Палестины – «нанесение ударов по крупным нефтехранилищам в различных районах мира (Саудовская Аравия, Персидский залив, Гонконг и др.), уничтожение танкеров и супертанкеров…». Цель очевидна – поддержание высокой ценовой нефтяной конъюнктуры.

Все это не спасло ни Советский Союз от развала, ни цены на нефть от падения. К тому же этот экономический параметр не поддается точному прогнозированию, и даже если кому-то кажется, что высокие цены – это надолго, экономическая история говорит об обратном: о возможности внезапного и обвального снижения конъюнктуры.

Одна надежда на то, что новая Россия – это все-таки страна с более гибкой экономикой, чем советская. В ней работают институты рыночной экономики, которые, при правильном их использовании, могут помочь справиться и с «сырьевым проклятием», и с фантомными болями по ампутированной империи.


Написать комментарий