Годовщина терактов в Лондоне: память о погибших и урок для властей

Утром 7 июля 2005 года Лондон потрясла серия взрывов в общественном транспорте. Бомбы, взорванные четырьмя террористами-смертниками, унесли жизни 52 пассажиров в трех поездах метро и одном автобусе в центре британской столицы. Еще 700 человек получили ранения

Город, накануне отпраздновавший победу в соревновании за право принять Олимпиаду-2012 года, погрузился в хаос и скорбь. Однако террористам не удалось ни сорвать саммит “большой восьмерки”, проходивший в те дни в Шотландии, ни сломить дух лондонцев, вышедших спустя неделю после терактов на Трафальгарскую площадь под лозунгом “London United”.

Именно об этом вспомнил накануне первой скорбной годовщины мэр Лондона Кен Ливингстон. Отметив, что Лондон выиграл Олимпиаду в том числе благодаря поддержке людей различных национальностей, религий и культур, мэр констатировал, что террористы “хотели изменить сам характер города”.

“Те, кто атаковали нас, хотели установления порядка в обществе, когда одни люди диктуют другим, как они должны жить”.

По словам Ливингстона, теракты 7 июля стали самым большим испытанием для столицы со времен Второй мировой войны. “Я горжусь тем, как Лондон и лондонцы справились со случившимся год назад”, – подчеркнул градоначальник.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе министерства культуры, спорта и СМИ Великобритании, памятные мероприятия в пятницу начнутся с возложения цветов к зданию вокзала Кингс-кросс в 8.50 утра – ровно год спустя после первых взрывов в метро. В вагоне поезда линии Пиккадилли на перегоне между станциями “Кингс-Кросс Сент-Панкрас” и “Рассел-сквер” погибло больше всего людей – 26. Цветы возложат мэр Лондона Кен Ливингстон, министр культуры, спорта и СМИ Великобритании Тесса Джоуэлл и комиссар по вопросам транспорта Лондонской ассамблеи Питер Хенди. Час спустя Ливингстон и Хенди также принесут букеты на месте взрыва автобуса на площади Тэвисток-сквер.

Ровно в полдень на местах четырех взрывов будут открыты памятные таблички с именами всех погибших в тот скорбный день. В церемониях примут участие родственники жертв трагедии.

Сразу после этого вся страна на две минуты погрузится в молчание в знак скорби. Тишина будет стоять в эфире радиостанций и телеканалов, замрет работа в государственных учреждениях и занятия в школах, остановятся поезда и автобусы по всей стране, а также будет объявлен двухминутный перерыв в спортивных соревнованиях, в том числе, на теннисном турнире в Уимблдоне.

В Музее Лондона днем будет установлена книга соболезнований, где смогут сделать записи все желающие.

Вечером в Риджентс-парке состоится мемориальный митинг с участием около тысячи выживших в результате взрывов и родственников тех, кто погиб. К собравшимся обратится Тесса Джоуэлл, а диктор ВВС Питер Доналдсон зачитает вслух имена 52 погибших. Их памяти будут посвящены выступления Лондонского евангелического хора и женского трио “Тридидд”, которая исполнит “Песню голубок”, написанную отцом одной из жертв лондонских терактов – Хелен Джонс.

Накануне свои соболезнования лондонцам в связи с годовщиной трагедии выразил и российский президент Владимир Путин. “Хочу выразить соболезнования всем пострадавшим и родственникам, которые потеряли своих близких в результате этих терактов”, – сказал президент России на интернет-конференции, транслировавшейся в том числе и на веб-сайте Британской телерадиовещательной корпорации.

Путин выразил надежду, что в рамках предстоящего саммита “большой восьмерки” в Санкт-Петербурге мировые лидеры обязательно рассмотрят вопросы борьбы с терроризмом.

Между тем, британские СМИ в эти дни не раз вспоминали о том, что родственники погибших и люди, пострадавшие от взрывов, до сих пор не все получили причитающиеся им денежные компенсации. Кроме того, многие выражают недоумение тем, что эти компенсации намного меньше, чем те, что получили люди после взрывов в Мадриде в 2004 году и терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

По данным газеты Daily Express, В пересчете на сопоставимые цены в британских фунтах стерлингов средняя компенсация за погибшего в Нью-Йорке составила 1,1 миллиона фунтов, в Лондоне – чуть более 17 тысяч; раненым в США выплатили в среднем по 216 тысяч фунтов стерлингов, в Великобритании – около 6 тысяч фунтов.

В минувшую среду на заседании Палаты общин лидер оппозиции Дэвид Кэмерон сообщил, что на сегодняшний день еще окончательно не урегулированы вопросы выплаты почти 300 из 500 заявленных компенсаций. В ответ на это премьер-министр Великобритании Тони Блэр заверил членов палаты, что обсуждение этого вопроса постоянно ведется с представителями Службы по компенсациям увечий, полученных в результате преступлений (Criminal Injuries Compensation Authority, CICA) и родственниками жертв. “Я согласен, что важно рассмотреть все заявки на компенсации как можно скорее”, – указал Блэр, напомнив, однако, что Служба является независимым от правительства учреждением.

На официальном сайте для жертв терактов 7 июля сообщается также, что МВД Великобритании выделило дополнительно два с половиной миллиона фунтов стерлингов для выплаты пострадавшим. Сейчас вырабатывается механизм распределения этих средств.

За прошедший год проведена огромная работа по расследованию причин, подготовки, осуществления и финансирования терактов, восстановлена поминутная хронология событий. Спасательные службы, лондонские транспортники и полиция извлекли уроки из опыта ликвидации последствий трагедии.

В мае этого года был опубликован доклад, подготовленный межпартийным комитетом британского парламента по разведке и безопасности. Он выдержан в очень дипломатичных тонах, однако подвергает критике отдельные аспекты работы спецслужб в преддверии терактов.

“Большее должно было быть сделано, чтобы улучшить пути взаимодействия между Службой безопасности (МИ-5) и спецподразделениями полиции, чтобы совместно и последовательно противостоять взращенной внутри страны угрозе”, – отмечается в документе. Доклад указывает на то, что двое из исполнителей терактов – Мохаммед Сидик Хан и Джермен Линдсей – ранее попадали в поле зрения спецслужб, однако затем сотрудники МИ-5, которым было поручено следить за этими людьми, были переброшены на выполнение других заданий.

Британские власти установили, что организаторы лондонских терактов могли иметь “ограниченную связь” с Аль-Каидой. По словам министра внутренних дел Соединенного Королевства Джона Рида, выяснилось, что трое из четверых террористов пакистанского происхождения, которые однако уже были британскими подданными во втором поколении, посещали Пакистан в 2003-05 годах. "Там они, вероятно, встречались с представителями “Аль-Каиды”, однако подробности этих контактов остались неизвестными", – отметил Рид.

Удалось установить, что теракты в Лондоне были спланированы весной 2005 года, а бомбы собраны в одном из домов в Лидсе. “При изготовлении бомб были использованы ингредиенты, которые доступны в свободной продаже, а для сборки взрывных устройств не требовалось специальных навыков”, – сказал министр.

“Операция была профинансирована самими террористами, а средства собирались методами, далекими от терроризма. Общая сумма средств, которые понадобились, была менее 8 тысяч фунтов”, – констатировал глава МВД.

Британские эксперты по безопасности уже отмечали, что осуществление лондонских терактов обошлось намного дешевле по сравнению с другими подобными громкими преступлениями.

Рид сообщил парламентариям, что спецслужбы Великобритании с июля 2005 года учли опыт лондонских терактов и, в том числе благодаря этому, смогли предотвратить три других террористических акта на территории страны за последние десять месяцев.

В начале июня был обнародован еще один доклад – на этот раз от Лондонской Ассамблеи, который подверг критике координацию работы спасательных служб во время терактов 7 июля 2005 года.

В 700-страничном документе содержится около 50 рекомендаций по улучшению процедур реагирования во время чрезвычайных ситуаций. Прежде всего, была отмечена нескоординированность работы различных спасательных служб. В частности, например, полиция Сити Лондона приказала отключить мобильную связь в радиусе одной мили от места одного из взрывов, в то время как руководство Столичной полиции Лондона решили не нарушать ее работу. “В то время, как многие службы работают с использованием мобильных телефонов, такой шаг был ошибочным”, – сообщили авторы доклада.

“Мы считаем неприемлемым, что медики были вынуждены бегать друг к другу, чтобы устно координировать свои усилия”, – сказал глава комитета по подготовке доклада Ричард Барнс. В итоге оказалось, что в какие-то больницы было доставлено слишком много пациентов, а какие-то стояли полупустыми, ожидая раненых. “Почему-то было решено использовать только больницы с отделениями неотложной помощи, а не специализированные клиники поблизости от мест взрывов”, – указывается в выводах расследования Лондонской Ассамблеи.

Также непонятным было названо то обстоятельство, что пострадавшие от незначительных травм и легких ранений люди были отпущены медиками домой без составления списков тех, кто мог нуждаться в дальнейшей психологической помощи. В результате около тысячи взрослых и двух тысяч детей оказались жертвами последствий посттравматического стресса.

Особой критики удостоилась устаревшая система подземной радиосвязи Лондонского метрополитена, которая отказала сразу же после взрывов. И если пожарные и полиция уже отреагировали должным образом на проколы в организации своей работы, то метрополитен до сих пор так ничего и не исправил, указал Барнс. Одним из выходов, которые предлагает доклад, является налаживание цифровой радиосвязи в туннелях и поездах подземки.

Обнажили теракты и самую глубинную проблему британского общества – все четверо террористов не пришли сюда извне, а выросли в Великобритании, которая на протяжении многих лет проповедовала принципы многонационального и многоконфессионального сосуществования.

“Теперь они (власти) знают больше о том, как четверо молодых британских мусульман стали такими радикальными, что они выбрали в качестве цели своих соотечественников, но это знание также принесло с собой и печальное осознание, что проблема настолько велика, что невозможно быть на 100% уверенным в предотвращении всех атак”, – отмечает в одной из своих редакционных статей Британская телерадиовещательная корпорация ВВС.

За прошедший год число людей, которые могут подозреваться в связи с теми или иными видами террористической деятельности, в результате активизации работы правоохранительных органов увеличилось с 800 до 1 тысячи 200. Несмотря на различные усилия по сближению различных этнических групп и работе с мусульманскими сообществами, многие из них остаются озлобленными на общество и власть из-за усилившейся подозрительности в их адрес. Так рождается замкнутый круг.

Главный редактор мусульманской газеты “Аль-Хайят” в Лондоне Махер Отман отмечает, что "скорее всего, в сознании молодого человека рождается мысль “они унижают меня за то, что я мусульманин”, и он переходит от злости и созерцания ситуации к тому, чтобы быть достаточно радикальным, чтобы совершать акты насилия".

Ответом на теракты также стали планы МИ-5 по открытию нескольких региональных центров в Великобритании для лучшего контроля за ситуацией, в том числе в мусульманских “комьюнити”. Общий штат Службы безопасности планируется с полутора тысяч человек довести к 2008 году до трех с половиной тысяч сотрудников (в настоящее время там работает 2 тысячи 600 человек).

Насколько эффективными окажутся эти усилия – покажет время. А пока же, аккурат накануне первой годовщины терактов, в эфире катарского телеканала “Аль-Джазира” была показана пленка с записью воззвания одного из террористов – Шехзада Танвира.

С йоркширским акцентом 22-летний британец говорит: “То, что вы видите сейчас – это только начало серии атак, которые будут продолжаться и становиться еще масштабнее”. По его словам, они будут происходить до тех пор, пока “не будут выведены войска из Афганистана и Ирака”.

Родственники жертв терактов и представители мусульманского сообщества Великобритании единогласно оценили показ видеозаписи как надругательство над памятью погибших.


Написать комментарий