Лишние люди

Директор школы Ивета Сафроновича
Директор школы Ивета Сафроновича
Судьбу одиннадцати первоклашек в министерстве образования и науки решили росчерком пера. А ведь руководство города и школы обещало: все будет о кей!

В тукумской средней школе № 3 закрывают русский класс

Нет! В это невозможно поверить: отменить такой важный праздник, которого ребенок ждал с волнением и надеждой. У него в портфеле собраны книжки и тетрадки, в шкафу давно висит белоснежная рубашечка. Он пишет, читает, мечтает на родном языке. И вдруг за полмесяца до 1 сентября твой маленький родной человечек понимает: все рушится. Потому что… А, собственно, почему?

Суть да дело

Ответ на этот вопрос ищут родители, ищут политики.

Во вторник в школе состоялось собрание, на которое тукумские мамы и папы пригласили «пчел» и прессу. Как выяснилось, сегодняшняя ситуация – только цветочки. Ягодки впереди: надежд учиться на великом и могучем не остается и у тех, кому сейчас пять-шесть лет…

Из письма родителей депутату Сейма Владимиру Бузаеву, фракция ЗаПЧЕЛ:

«Наши дети прошли курс двухгодичной подготовки на русском языке. В течение этого времени у нас не раз возникал вопрос – будет ли открыт русский класс для одиннадцати ребят. Проводились собрания с присутствием представителей городской думы.

Нас убеждали: беспокоиться не о чем – и в этом, и в следующем году. При количестве детей не менее восьми они, мол, будут учиться на русском. У нас приняли документы, дети прошли медкомиссию, нам выдали список учебных пособий, которые уже приобретены. А на собрании, которое состоялось 9 августа 2006 года, директор школы известила родителей: пришло письмо из министерства образования с отказом о финансировании на открытие первого класса! Детей должно быть на семь больше! В результате школа и дума предложили нам отправить их (и это после двухгодичной подготовки на русском!) в коррекционный класс с обучением на латышском… Никто даже секрета не делает из того, что это класс для отстающих, с программой, растянутой на три года.

Второй вариант – объединение со вторым классом, русским. Но там будет двадцать шесть учеников разного возраста, и учить их будут вынуждены по двум программам. Преподаватели и психологи делать нам этого не советуют. Мы в панике!

Дети не подготовлены к обучению на латышском языке. Школа и представители думы, поняв, что мы не можем согласиться ни на одно предложение, поддержали наше решение написать письмо в МОН с просьбой рассмотреть проблему.

10 августа оно и было отправлено с представителем городской думы. Никакой надежды на положительный ответ у нас нет. Но мы думаем, что в первую очередь об этом должно было побеспокоиться руководство города в лице Юриса Шульца. Ведь это он убеждал нас, что с нашими детьми все будет хорошо. Теперь их бросили, как бездомных котят. Латвия уже не первый день в ЕС. Мы платим налоги. По евростандарту для открытия первого класса достаточно восьми человек. Мы хотим, чтобы нас услышали. Наши дети должны учиться без ущемления прав!»

Шило на мыло

Что еще от щедрости душевной готов предложить Тукумс русским ребятишкам?

О! Вы не поверите. Вариантов множество!

О двух в письме рассказали родители.

А еще на полном серьезе мусолятся такие идеи, как:

идите в латышский первый класс (школа смешанная),

выбирайте для просветительских целей любой другой город страны,

добавьте к русским семилеткам… шестилеток – для кворума,

пропустите этот год… а вдруг к следующему сентябрю все устаканится.

Красиво, правда?

Мы тут посовещались…

…Явка на собрание (не первое за это лето) поразила всех: в тесном классе за парты сели мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и братишки дошколят. Не только семилеток, но и тех, кому в школу через год-два. Десятки расстроенных лиц…

Тукумс в последние дни гудит как улей. Даже местная газета, выходящая на латышском, с явным сочувствием к пострадавшим написала о сложившейся ситуации. Суть ее в общем понятна. А вот детали – в тумане. Сам черт сломит ногу в поисках ниточки, свернувшейся в запутанный клубок. А потому удержать раскалившуюся аудиторию директору школы Ивете Сафроновиче и представительницам думы со школьной управой было нелегко. Внешне они демонстрировали сочувствие и желание помочь – директор даже поблагодарила приехавших на собрание политиков от… ЗаПЧЕЛ – боевую Жанну Купчик, Владимира Максимова и других. Но… истинная позиция всех трех дам сводилась к одному: мы выполняем распоряжение МОН.

Что же это за документ такой и когда он был получен?

Как выяснили родители, это распоряжение, отменявшее прежнюю, безопасную для одиннадцати тукумских дошколят норму, школа получила еще в ноябре прошлого года…

Не знай мамы с папами этого факта, может, и поверили бы они в искренность намерений отвечающих за образование. Но… от правды не уйдешь.

Почему вы сразу не проинформировали нас об этом распоряжении? Значит, вы все знали и намеренно обманывали нас? Хотели застать врасплох? Желаете совсем уничтожить русскую школу? Мы забрали внука из латышского сада. Что нам теперь делать?

Эти и другие вопросы звучали как риторические. И напрасно директор объясняла, что в адрес министерства за последнее время от нее ушло не одно письмо с просьбой о разрешении открыть неполный класс.

Родители в благие намерения Сафроновичи не поверили. Тем более что начинали собрание «просветители» как бы за здравие, а кончили – за упокой. Руководитель отдела образования Инесе Смирнова объявила о «судьбоносном» для русских решении думы:

- С 2008 года мы решили больше не открывать подготовку на русском языке. Нами было опрошено 192 родителя, и только четверо из них изъявили желание отправить ребенка в русский класс.

- Неправда! Нас никто не опрашивал, – хором ответили мамы и папы. Но…

И еще один, последний, нюанс, способный, однако, переполнить чашу любого терпения. Как оказалось, вообще-то наше доблестное министерство… даже не знало, что в подготовительных группах последних двух лет занимались… русские ребятки. Об этом заявил директор департамента всеобщего образования МОН Артур Скрастиньш.

А если б знал, соломки б подстелил? И потом – как это не знал, если директор бьет себя в грудь: «Я им писала»?!

Поживем – увидим.

Директор департамента предложил руководителю школьной управы Тукумса написать объяснение в министерство.

- Мы сумеем оценить ситуацию, – пообещал господин Скрастиньш.

Что будет делать фракция ЗаПЧЕЛ

 Владимир Бузаев:

- Эта школа единственная, где дети Тукумса и района могут получать образование на русском языке. Поэтому здесь можно руководствоваться логикой пункта 3.3 указа МОН под номером 313 «О минимальной и максимально допустимой численности обучаемых в классе (группе) в государственном или самоуправленческом учебном заведении». Этот документ разрешает для сельских школ открывать класс с восемью учениками. С учетом того, что младшие школьники не в состоянии сами ездить учиться в отдаленные места, т. е. государство идет на обеспечение права детей на образование и в связи с этим – на дополнительные расходы. Вряд ли эти расходы будут заметны на фоне всех затрат на обучение детей в Тукумском районе. Фракция будет готовить письма в думу Тукумса и в МОН с просьбой поддержать ходатайство об открытии первого класса – закон позволяет министерству образования и науки принять такое решение.

На собрании депутаты Юрмальской думы от ЗаПЧЕЛ Жанна Купчик, Владимир Максимов и другие заявили: о чрезвычайной ситуации с тукумской школой они известили депутата Европарламента Татьяну Жданок. Которая пообещала на днях послать запрос в министерство.

«Час» продолжает следить за ситуацией.

ервоклассники: было две тысячи, стало – 930…

В четырех общеобразовательных школах Латгалии 1 сентября не начнутся занятия.

В Резекненском районе закрыта Пушская основная, в Краславском – Вецборнская начальная, в Екабпилсском – Рубенская основная, а Зелткалнская основная школа в Даугавпилсском районе перепрофилирована в дошкольное учреждение.

Также закрываются и учебно-методические центры, как, например, в том же Екабпилсе, где, кроме прочего, подросткам оказывалась и психологическая помощь.

В то же время к началу учебного года в районах Латвии будет открыто только одно новое учебное заведение – дошкольное – в Аудрини Резекненского района.

Количество первоклассников в этом году увеличилось в Резекне и Екабпилсе – примерно на сто детей, а также в Даугавпилсе, где впервые за много лет первоклассников стало тоже больше – 930 (в прошлом году – 868), хотя город помнит, как десять лет назад 1 сентября в школу собирались 2000 первоклашек…


Написать комментарий