Арнис Кактиньш: «Чем ниже явка избирателей, тем больше возможностей для сюрпризов!»

Директор Центра изучения рынка и общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш.

Предвыборная кампания выходит на финишную прямую, политики используют каждый удобный момент, чтобы похвалить себя и покритиковать коллег-конкурентов. А значит, самое время обращаться за комментариями к экспертам. Предвыборную ситуацию в стране в интервью «Часу» анализирует директор Центра изучения рынка и общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш.

Выборы без «новичков»

- Господин Кактиньш, есть ли в нынешней избирательной кампании что-то такое, что вас удивляет или поражает?

Начать, наверное, надо с того, что не бывает двух одинаковых предвыборных кампаний. У каждой есть свои особенности, всегда появляется что-то такое, чего раньше не было. Каждая предвыборная кампания предлагает собственную интригу – настолько интересную, что хочется поскорее узнать, чем же она закончится. И нынешняя избирательная кампания не исключение. Ее главной отличительной чертой я бы назвал отсутствие новой политической силы, которая раньше неизменно появлялась перед выборами Сейма. И было очень интересно наблюдать, сколько же эта новая партия возьмет мест в парламенте? На этот раз этой интриги нет, но зато есть другая – как распределятся места между старыми партиями?

- А вам не кажется, что на этот раз в предвыборной кампании нет яркости и плакатов на улицах Риги тоже меньше?

Это то, что замечают все те, кто хоть немного интересуется политикой. До выборов осталось полторы недели, и невольно хочется спросить: а где же реклама? Рекламы очень мало по сравнению с тем, что мы привыкли видеть.

- Как вам кажется, это хорошо или плохо?

Не уверен, что можно так ставить вопрос – хорошо это или плохо. Ограничения были введены не для того, чтобы рекламы стало меньше, а для того, чтобы установить правила финансирования для партий. Чтобы не случилось так: придет один олигарх и купит всю латвийскую политику. Определенные правила игры были установлены в интересах всего общества. И следствием установления этих правил стало ограничение финансирования, а следствием ограничения финансирования – сокращение количества рекламы.

Но добились ли мы того результата, на который надеялись, узнаем лишь через несколько циклов выборов. Следствием сокращения расходов на рекламные кампании стало то, что партиям приходится больше бороться на поле пиара, больше заниматься черными кампаниями. В средствах массовой информации заговорили о кампаниях, оплаченных третьими лицами. Словом, повторяю, должно пройти несколько циклов выборов, чтобы стали ясны все последствия этого решения.

Кто перепрыгнет через барьер?

- Отличительной чертой нынешней предвыборной кампании стало и то, что впервые одна из партий подала в официальные инстанции жалобу на необъективность рейтингов. Ваши коллеги из «Латвияс факты» заявили, что до выборов рейтинги публиковать не будут. Вы тоже?

Пока не знаю. Отмечу, что партийные рейтинги центр SKDS начал публиковать только в августе, хотя опросы проводили и раньше. И это никак не было связано с заявлением одной партии в официальные структуры. Это был своего рода протест против того, как общество воспринимает эти рейтинги и как их используют.

- И как их используют?

К сожалению, уровень понимания, что это за исследования, что это за цифры, в чем их смысл, во многих случаях остается очень низким. На нас, центр SKDS, ссылаются как на авторов исследования и делают выводы, под которыми я бы никогда не подписался!

Мы берем в качестве базы какое-то количество граждан и узнаем, кто из них за какую партию будет голосовать, кто – не знает, за кого будет голосовать, кто вообще не пойдет на выборы. Средства массовой информации эти цифры трактуют так: эти партии пройдут в Сейм, а эти – нет. Но голоса избирателей, которые на момент составления рейтинга еще не сделали свой выбор, тоже достанутся каким-то партиям! Это немного другая математика. И выводы другие.

Более того, из cообщений в средствах массовой информации явствует, что неправильные выводы сделал SKDS . Но это не наши выводы! Вот поэтому мы и не публиковали рейтинги. К тому же и политики активно используют рейтинги как аргумент во взаимной борьбе.

Главное – понять настроение

- И кто же реально пройдет в Сейм? Стоит ли ждать неожиданностей?

Рейтинг – это не прогноз. В определенный период времени мы задали вопрос и получили на него ответ. А за неделю, тем более за две недели ситуация может измениться. Но если мы хотим прогнозировать, то рейтинги – очень важная вещь. Наше общество довольно инертно, и процент людей, делающих свой выбор спонтанно, не так уж высок. И очень велика вероятность того, что человек, собиравшийся голосовать за какую-то партию две недели назад, проголосует за нее и сегодня. К рейтингам мы можем прибавить свои знания о том, как ведет себя электорат, что произошло за последний период, что еще может произойти, и так мы можем дойти до прогноза.

Если же говорить конкретно, то опыт доказывает, что опросы всегда показывают несколько заниженный рейтинг русскоязычных партий. Мы это знаем, но не можем из вежливости рисовать более высокие проценты – как отвечали, так отвечали. Но, скорее всего, на выборах ЗаПЧЕЛ получит больший процент голосов, чем показывали опросы. Думаю, что больше получит и «Центр согласия», который все-таки преодолеет пятипроцентный барьер.

Один из факторов, определяющих итоги выборов, станет явка избирателей. И есть основания предполагать, что активность избирателей будет очень низкой. А чем ниже будет активность, тем выше вероятность сюрпризов.

- А что это могут быть за сюрпризы?

У «Нового времени», Народной партии и Союза зеленых и крестьян рейтинги очень близки. И я думаю, что на выборах они добьются примерно одинакового результата.

Сегодня на всем нашем политическом поле существует одна большая проблема: политики так и не сумели понять, какие вопросы на самом деле волнуют общество, из-за чего избиратели были бы готовы прийти на выборы и проголосовать. Кажется, что политики живут в своем мире, занимаются своими скандалами и думают, что всем остальным это очень интересно. Но нет. Людей волнуют инфляция, зарплата, развитие экономики, социальные проблемы. А политики на эти темы говорят мало, а если говорят, то явно в популистском ключе.

В ходе прошлой рекламной кампании у Первой партии был один очень точный рекламный ролик – помните, аппетитная клубника, которую на вилке подносят человеку ко рту, а потом отдергивают? Именно этот ролик во многом обеспечил успех Первой партии на выборах, потому что авторы рекламы поняли, что в тот момент чувствовало латвийское общество. И облекли это понимание в интересную художественную форму. И если сегодня какая-то из партий поймет, что чувствует общество, и правильно – без откровенного популизма! – сумеет обратиться к избирателям, она соберет намного больше голосов. И чем ниже будет активность избирателей, тем больше будет возможностей для таких сюрпризов.


Написать комментарий