Церковно-партийный роман

Церкви перед выборами в Сейм превратились в площадку для прямой и косвенной политической агитации. Парадокс: люди светские расценивают такую ситуацию как кощунство, а вот главы религиозных конфессий смотрят на это положительно, полагая, что церковь и прихожане не могут оставаться в стороне от важных государственных событий.

Церковное лобби неистребимо

“Политическая агитация в церкви в любой форме недопустима, — считает бывший начальник Управления по религиозным делам Минюста Ринголд Балодис. — Она вредит и самой церкви. К тому же, согласно 99-й статье Сатверсме, в Латвии церковь отделена от государства”. Балодис полагает, что нужно внести поправки в Закон о политических организациях, Закон о религиозных организациях и Закон о финансировании политических объединений, запретив любую политическую агитацию в церквях, и предусмотреть за это штрафы. И чтобы партийные деньги не перетекали в церковь, а пожертвования прихожан — в партийные бюджеты.

При этом, отмечает Балодис, в реальности это вряд ли будет строго соблюдаться и пасторы станут влиять на прихожан. Более того, он считает, что церковное лобби — это нормально. Ненормальна только прямая политическая агитация с амвона.

“Не агитация, а информация”

Наиболее активно с прихожанами и священнослужителями общаются члены Латвийской первой партии (ЛПП). Председатель фракции ЛПП в Сейме Янис Шмитс в беседе с Телеграфом назвал это “поддержанием диалога с религиозными общинами и священниками”.

“У нас до сих пор сохранилось совдеповское отношение к христианину как к человеку второго сорта, такому инфантильному созданию. Мы же приглашаем верующих быть социально активными и участвовать в таком важном государственном событии, как парламентские выборы, — говорит Шмитс. — В Библии вы не найдете ни одной строки, где говорилось бы, что христианин должен оставаться равнодушным к процессам, происходящим в окружающем мире”. Но при этом, отмечает Шмитс, их партия четко разделяет: “Богу — богово, кесарю — кесарево”, поэтому во время богослужения никакой политической агитации не ведется. Но если после службы священник сочтет нужным сказать пастве несколько слов о важных политических процессах, это не агитация, а информация.

Не скрывает Шмитс и того, что сам, являясь священником, много общается со своими коллегами и держит их в курсе того, что делает ЛПП в Сейме.

Только не с амвона

Ничего зазорного не видит в этом и кардинал Римско-католической церкви Янис Пуятс. “Церковь не может стоять в стороне в столь ответственный момент, как выборы в Сейм, — заявил Телеграфу кардинал. — Это совершенно нормально, и отделить церковь от государства невозможно. Ведь когда я венчаю пары, я выполняю функцию государства. Поэтому отсекать верующих и священников от политических процессов нельзя, ведь они тоже платят налоги”.

По утверждению Яниса Пуятса, пасторы впрямую не агитируют прихожан. Но долг любого пастора дать совет тому, кто его просит. И если кто-то обратится к священнику с дилеммой, как ему лучше голосовать на выборах, тот обязан помочь сделать выбор, наставить на путь истинный. (Несложно догадаться, где, по мнению пастора, до этого прослушавшего курс политинформации в исполнении членов ЛПП, пролегает этот истинный путь.) Сам кардинал тоже не скрывает своих симпатий к ЛПП, поскольку они в Сейме “проповедуют и защищают христианские ценности” — борются за семью и против гомосексуалистов.

Примерно такого же мнения придерживается заместитель архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви Павил Бруверис. Он считает, что никакой политической агитации не должно происходить во время богослужений, с амвона. Но если члены общины вдруг захотят встретиться с политиком, но у них нет своих помещений, то они могут сделать это и в храме.


Написать комментарий