Миллионы из трубы

Еврокомиссия может "срезать" Латвии объем квот на выброс углекислого газа на 2008—2012 годы. Между тем на данный момент непыльный "углекислый бизнес" по самым грубым подсчетам уже принес латвийским предприятиям от 30 до 75 млн. EUR. Теперь от Брюсселя зависит, продолжится ли эта "сладкая жизнь" в 2008—2013 годах.

У нас есть план

Как известно, в конце прошлого года в Латвии наконец начала действовать так называемая Схема торговли выбросами (Emission Trading Scheme). В общих чертах она представляет собой разработанный Евросоюзом механизм, который позволяет компаниям и физическим лицам покупать и продавать разрешения (квоты) на выброс вызывающего парниковый эффект углекислого газа. Прошедшим определенную процедуру предприятиям квоты выдаются бесплатно, но они имеют рыночную цену. Эта процедура выглядит следующим образом: каждая страна (в соответствии с разработанными ЕС процедурами) определяет, каким предприятиям и сколько квот выдать, собирает эту информацию в так называемый Национальный план распределения квот, который должен быть утвержден правительством, а затем Еврокомиссией.

Первый такой план на 2005—2007 годы Латвия утвердила уже давно — более 90 латвийских предприятий получили на этот период около 19 млн. квот. С течением времени выяснилось, что квоты эти выделены достаточно щедро: латвийские предприятия в прошлом году выбросили 2,85 млн. т углекислого газа, тогда как выданные им разрешения позволяли выбросить 4,06 млн. т. На практике это означает, что оставшиеся квоты (1,21 млн. шт.) можно спокойно продать либо на биржах, либо целевому покупателю по биржевой цене.

Сейчас биржевая цена одной квоты составляет 12 EUR, однако до апреля нынешнего года она несколько раз зашкаливала за 30 EUR. Как Телеграфу рассказали в Латвийском агентстве среды, геологии и метеорологии (эта организация обслуживает регистр, через который проходят все сделки купли-продажи выделенных латвийским компаниям квот), на данный момент латвийскими компаниями была оформлена 121 трансакция, в результате чего владельца поменяли 2,5 млн. квот.

В агентстве признают, что наибольшая часть данного объема — это продажа квот. Иными словами, на продаже европейских квот, по самым грубым подсчетам, наши предприятия уже заработали 30—75 млн. EUR.

Аппетиты растут

Недавно латвийское правительство одобрило Национальный план распределения квот на 2008—2012 годы, который передан на согласование в Еврокомиссию. Планом подразумевается, что в среднем годовой объем латвийских квот станет больше на 30%: всего же на 5 лет Латвия запросила 38,48 млн. квот.

В принципе, Латвия является не единственной страной, которая на этот период времени запросила гораздо больше квот. По данным эксперта Deutsche Bank Марка Льюиса, чрезмерно большой объем квот хотят получить также Литва, Эстония, Словакия, Франция, Австрия, Финляндия, Греция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Швеция и Испания. Марк Льюис полагает, что суммарные запросы этих стран должны быть урезаны на 130 млн. квот. Недавно британская газета Times сообщила, что Европейская комиссия готовится “к битве” с вышеуказанными странами за сокращение объема квот в национальных планах.

Неизвестно, насколько Брюссель пожелает сократить латвийский план и пожелает ли вообще. В нашем Министерстве среды, которое отвечало за подготовку этого документа, Телеграфу сообщили, что пока никакого давления со стороны Брюсселя нет. Еврокомиссия только запросила дополнительную информацию и анализирует, насколько правильную методологию использовали латвийские чиновники при распределении квот на 2008—2012 годы. От того, насколько правильной или неправильной Брюсселю покажется эта методология, и будет зависеть решение Еврокомиссии по нашему плану.

Благотворительность по-брюссельски

К слову сказать, странности в уже действующем плане на 2005—2007 годы все-таки имеются. Некоторые латвийские частные компании в 2005 году имели очень уж большой объем неиспользованных квот: то есть реально установленные выбросы предприятия были значительно меньше чиcла квот, им полученного.

Например, у компании AKD Logistik эта разница составила 32 тыс. квот (рыночная стоимость этих квот в зависимости от времени продажи составляла 320—960 тыс. EUR), у Lodes ķieģelis — 24 тыс. квот (рыночная стоимость 240—720 тыс. EUR), у KP Tehnoloģijas и Ventbunkers — около 15 тыс. квот (150—450 тыс. EUR), у Ludzas Bio-Enerģija — 13 тыс. квот (130—390 тыс. EUR), а у Ligija teks и Brocēnu keramika — 10—11 тыс. квот (100—300 тыс. EUR).

В принципе, можно только приветствовать тот факт, что эти компании имеют отличный шанс значительно повысить свои доходы благодаря ЕС. Заодно любопытно бы узнать, как попасть в список тех 90 с лишним счастливчиков, которым Брюссель щедро выделяет те самые квоты.


Написать комментарий