Про поимку «маньяка с ул. Бривибас» и коммерческие изнасилования

На днях рижская полиция поймала подозреваемого в серийных изнасилованиях в районе Шмерли; в последние годы в Риге - резкий рост педофилии; каждое десятое изнасилование в столице - постановочное... Об этом и других аспектах «секс-насилия по-рижски» вчера говорили участники круглого стола в ГУП Риги.

«Маньяк из Шмерли»

Сначала – о последнем серьезном задержании. Как сообщил вчера ведущий круглого стола, начальник городской криминальной полиции Интс Кюзис, в этом году в одном и том же районе ул. Бривибас – у лесного массива Шмерли – было зарегистрировано несколько схожих изнасилований подряд.

- Потерпевшие женщины подвергались во всех случаях, скажем так, очень противоестественным унижениям, – отметил он. Последний случай произошел в сентябре: нападение было совершено ранним вечером на женщину, возвращавшуюся домой с работы.

Полиция провела операцию, и в итоге был задержан мужчина 1970 года рождения, с 2004 года находившийся в розыске по подозрению в сексуальных преступлениях. Сейчас ему вменяется только последнее из серии совершенных изнасилований. Но полиция ищет доказательства его связи и с другими эпизодами.

- Что осложняет работу, – отметил Интс Кюзис, – так это тот факт, что пострадавшие женщины не хотят вспоминать о случившемся. Они – по вполне объяснимым, впрочем, причинам – вычеркнули этот день из своей жизни и стараются его забыть.

Предполагаемый «шмерльский маньяк» взят под стражу.

Секс-картина, 2006: изнасилования классические и коммерческие

Как вообще выглядит сексуальное насилие по-рижски? На этот счет г-н Кюзис продемонстрировал прессе занятный график, в котором представлена частота заявлений об изнасилованиях по дням недели.

Картина, в принципе, ожидаемая. Будни – время несексуальное. Низшая точка, когда практически никто никого не насилует, – среда. В пятницу в этом смысле начинается резкое оживление, а в субботу и воскресенье – апофеоз. В понедельник цифра чуть выше, чем в другие будние дни, что является отголоском уик-энда.

- В год в столичную полицию поступает 80- 100 заявлений, – пояснил начальник рижской «криминалки». Эта цифра держится на одном уровне все последние годы.

Заявления, с полицейской точки зрения, легко рассортировываются по категориям.

Категория первая: изнасилование классическое. Примерно 30% от общего числа. Жертва, как правило, случайная, подкарауленная, нередко на улице или в пролеске. Насильник – человек средних лет, судимый, много отсидевший. Личную жизнь если и вел, то крайне эпизодически и позитивного опыта не имеет. К женщинам испытывает одно чувство – злость. Что и выражается в манере обращения с жертвой: унижения, извращения, противоестественное удовлетворение и нередко – побои с ограблением. Раскрытие таких преступлений крайне высокое: около 90%.

Категория вторая: около 50%. Изнасилования «ситуационные», они же сомнительные. То есть заявление есть, половой акт вроде бы был, а вот обстоятельства достаточно спорные. Например, место совершения насилия – квартира подозреваемого, куда заявительница пришла в пятницу вечером погостить. Или гостиничный номер, куда они вместе поднялись. Совместное употребление алкоголя. Видимых следов насилия нет. В общем, складывается ощущение, что заявительница не то чтобы подверглась сексуальной атаке, а скорее была не против, но категорически разочарована результатом. В этом случае заявление – это своеобразная форма женской мести. Как признает полиция, большая часть криминальных процессов, возбуждаемых в этой категории, позже закрывается.

Категория третья: изнасилования коммерческие. Примерно 7- 10% от общего числа. По сути, тут речь идет не об изнасилованиях даже, а об их инсценировке. В чем суть. Девушка – нередко в составе организованной группы – ищет себе «насильника». Желательно молодого человека из богатой семьи. Поскольку молодые люди сейчас аскетичностью не отличаются, склонить современного богатого наследника к сексу дело несложное. После совершения полового акта девушка по всем правилам подает заявление и идет на экспертизу. Далее начинается обычный шантаж. За то, чтобы «забрать заявление», требовать будут порядка нескольких тысяч минимум.

И, наконец, категория четвертая, около 10 процентов. Изнасилования фантастические. Что это значит: никто никого вообще пальцем не трогал. Просто у ряда девушек и женщин есть нездоровая склонность воображать себя изнасилованной. Пример.

- Недавно в полицию обратилась директриса одной рижской школы и сообщила об изнасиловании двенадцатиклассницы. Девочка всем рассказывала, как это было жестоко… однако обследование показало, что девочка вообще никогда не занималась сексом. Оказалось, все одноклассницы уже давно девственность потеряли, а она еще нет. Ей было стыдно, отчего и возникла фантазия об изнасиловании.

И невидимые изнасилования

Что отмечали вчера участники дискуссии: есть большой процент изнасилований – настоящих, а не поддельных и не придуманных, – о которых так никто и не узнал. Потому что жертвы об этом не хотят ни говорить, ни заявлять, ни вспоминать. Тем более вместе с представителями закона.

- Это одна из наших задач на ближайшее время, – отметил г-н Кюзис. – Иметь в каждом полицейском участке хотя бы одного специалиста, который умеет обращаться с жертвами сексуального насилия.

Или вот любопытный момент: нет сомнений, что в Риге жертвами изнасилований становятся не только женщины и девушки, но и юноши-подростки. Гомосексуального насилия пока никто не отменял. Но заявлений об этом нет. Как признает полиция, латентность в этом виде преступлений – 99%. Потому что юноше пойти и заявить в полицию, что его изнасиловали, психологически почти невозможно.

Фактор Европы

Как изменился сам секс-криминал за последние годы? С 2004 года, с момента вступления в ЕС, как и предупреждала полиция, растет удельный вес педофильских эпизодов. Ибо здесь у нас поселилось немало «специфических» граждан из Западной Европы, располагающих практически полной анонимностью и отсутствием внешнего контроля. К тому же в их распоряжении возможность спокойно заводить контакты с местным неблагополучным детским элементом: нищенствующими, детдомовцами, интернатовскими и… юными геймерами из вечерних интернет-кафе. Именно последние (родителям на заметку) являются любимыми «базами» для педофилов.

И о хорошем

Раскрываемость изнасилований в Латвии высокая – от 85 до 90%. Осужденные в среднем получают до 10 лет тюрьмы.


Написать комментарий