Ограничения на выбор профессии вбиваются в головы со школьной скамьи

Согласно исследованию, проводимому в рамках проекта EQUAL, выяснилось, что стереотипные представления о чисто мужских и чисто женских профессиях укрепляются в сознании детей еще в школе и активно подпитываются консервативными педагогами. Предпринимателям, жалующимся на нехватку рабочих рук в своих отраслях, есть смысл ознакомиться с исследованием и попытаться понять, почему так происходит.

Куда пойти учиться

В ходе опроса учеников 8—11-х классов исследователи выяснили представления детей о женских и мужских профессиях. В числе типично мужских — строитель, шофер, механик, электрик, рабочий на заводе, военный, полицейский, автомеханик, слесарь, программист, столяр. В свою очередь женский выбор — в пользу парикмахера, учителя, медсест-ры, швеи-мотористки и секретарши.

Для исследователей стало сюрпризом то, что только 14% школьников уже знают, кем хотят стать. На столь низкий процент уже определившихся молодых людей влияет сразу несколько факторов: низкая информированность молодежи о перспективах и возможностях конкретных профессий, о спросе на них на рынке и оплате труда. Свою роль играет и неспособность самих молодых людей определиться с приоритетами, неуверенность в своих силах, а также высокая плата за учебу в вузах.

Не определившись с будущей профессией, молодежь, однако, точно знает, какие отрасли приносят хорошие деньги. По их мнению, это туризм, экономика и финансы, научная деятельность, инженерные науки, строительство и юриспруденция. В свою очередь металлообработка лесное и сельское хозяйство — в списке самых непрестижных занятий.

Скучно и неинтересно

Согласно данным исследования, 31% латвийских школьников не учат точные науки, а 26% — не видят реального применения полученным знаниям. Довольно часто можно слышать их недовольные возгласы “Кому это надо?”, “Зачем мне это знать, в жизни мне все равно это не пригодится”.

Около половины школьников считают учебники по физике, математике и химии скучными и сложными, что также снижает их интерес к точным наукам. Однако дело не только в длинных формулах. Исследователи предположили: авторы учебников считают, что технические науки предназначены только для мужчин. В учебниках по точным наукам на иллюстрациях в 90% случаев изображены мужчины, и только в 10% случаев — женщины. На 97% изображений высококвалифицированных работников (ученых, академиков, исследователей и т.д.) в учебниках изображены мужчины, при этом в книгах вообще нет информации о женщинах, чего-то добившихся в этой жизни.

В целом, как считают исследователи, латвийские учебники формируют у мальчиков представление о том, что в будущем они должны работать в сфере науки и технологий. В итоге в профессиональной сфере царят стереотипы, согласно которым мужчины при выборе профессии могут быть более эластичными, тогда как женских профессий сравнительно немного. При этом в технических отраслях статус работников-мужчин обычно выше, чем у их коллег-женщин.
Учебный балласт

В исследовании сказано, что учителя выступают за четкое разделение мужских и женских ролей в обществе, поэтому в учебном процессе как-то не приживается идея равноправия полов.

В принципе сами преподаватели точных наук не возражают против таких выводов. Во время интервью они признались, что больше внимания уделяют мальчикам — чаще подбадривают, дают дополнительные задания, что, в свою очередь, все больше снижает уверенность в себе у девочек.

Интересно, что проблемы с делением науки по половому признаку возникают и у самих преподавателей. В интервью некоторые учителя заявили, что биологию должны вести исключительно женщины, а физику — мужчины.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

О женских и мужских стереотипах можно спорить бесконечно. Да, существует сегодня условное деление на женские и мужские профессии. В то же время есть сегодня и женщины-строители, и женщины-таксисты, а из мужчин получаются неплохие парикмахеры и стилисты. Другой вопрос, насколько комфортно себя чувствует мужеподобная женщина, подрабатывающая грузчиком, или женоподобный работник салона красоты. Если им это нравится, то отбирать у них руль или фен никто не станет. Может, на выделяемые ЕС средства стоило бы заняться решением актуальных вопросов, связанных с образованием и трудоустройством, а не подсчитывать количество картинок в учебниках с изображением мужчин и женщин?

АВТОРА!

В проекте EQUAL приняли участие 20 партнеров — высшие школы, негосударственные организации, госучреждения, самоуправления, предприниматели част-ного сектора и другие специалисты.


Написать комментарий