Польский прыжок ценой в 200 миллионов

Польша будет участвовать в строительстве новой атомной станции в Игналине. Этот вопрос, несмотря на сопротивление Латвии и Эстонии, решен. Способствовал этому премьер-министр Польши Ярослав Качиньский. Премьеры Латвии и Эстонии сдались. И оказались в проигрыше.

Участие Польши в строительстве литовской АЭС обойдется Латвии в круглую сумму

…плюс Польша

В марте этого года три страны Балтии приняли политическое решение и подписали меморандум о строительстве к 2015 году в Игналине ядерного реактора. Строительство реактора предполагалось начать уже в 2007 году.

Поляков в проекте тогда и близко не было. И вдруг… Директор Польского национального агентства по атомной энергетике Ежи Неводничански намекнул, что было бы неплохо, если бы первая АЭС с участием Польши была построена в литовской Игналине. Это дало бы полякам не только электроэнергию, но и возможность приобрести опыт и обучить персонал для постройки первой польской АЭС.

Латвии с Эстонией эта идея не понравилось. А вот литовский премьер идею поддержал и предложил строить уже не один, а два атомных реактора. Что увеличивало стоимость строительства до 4 млрд. евро.

А затем премьер Польши Ярослав Качиньский подъехал на встречу трех балтийских премьеров в Вильнюс и заявил, что Польша готова участвовать в стройке.

«Мы хотим стать акционерами совместного предприятия: четыре страны, четыре равные части», – заявил Качиньский. Он предложил ускорить строительство и назвал в качестве партнера балтийцев энергетическую компанию Polskie Sieci Elektroenergetyczne. Литовский премьер Гедиминас Киркилас принял предложение с радостью.

«Очень важно, что Польша хочет ускорить строительство реактора и закончить его не в 2015 году, а раньше. Эта идея приемлема для всех стран Балтии», – сказал он. Однако глава компании Lietuvos energija Римантас Юозайтис его тут же поправил, заявив, что сократить сроки строительства реактора невозможно – в исследовании рабочей группы указано, что работы займут ровно 9 лет и 4 месяца. Поэтому и со сдачей в 2015 году навряд ли что получится…

Премьеры Латвии и Эстонии к энтузиазму польского и литовского коллег отнеслись скептически и выдвинули дополнительные условия участия Польши в проекте.

Что выиграла Литва

Скепсис премьеров Латвии и Эстонии понятен. Во исполнение обязательств перед ЕС Литва вывела из эксплуатации первый реактор Игналинской АЭС еще в конце 2004 года, второй реактор должна вывести в конце 2009 года. А строительство новой станции в лучшем случае завершится к 2015 году. Где в течение шести лет Латвия с Эстонией будут брать недостающую электроэнергию – неясно.

По подсчетам экспертов, в строительство новой станции с реактором мощностью 800 МВт нужно инвестировать 2,5 млрд. евро. То есть около 800 млн. от каждой из трех балтийских стран. И Латвии своей доли мощности от 800 МВт вполне хватало. После того как к проекту присоединится Польша, потребуется строительство еще одного реактора на 800 МВт. Стоимость станции вырастает до 4 млрд. евро. А это потребует вложения уже по миллиарду от каждой страны. То есть Латвии и Эстонии за «прыжок в поезд» поляков придется вложить дополнительные 200 млн. И потом долго-долго ждать, когда вложения будут «отбиты» продажей лишней энергии.

Разумеется, вложится и Литва, но у нее к Польше свои интересы. Это подтверждает продажа именно полякам Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комбината, который сначала сгорел, а теперь стоит «полусухим». Это подтверждает и только что состоявшееся подписание договора об объединении к 2012 году энергосистем Литвы и Польши, которое обойдется примерно в 304 млн. евро, но при этом 142 миллиона безвозмездной помощи будет предоставлено из бюджета Евросоюза. Наконец министр иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас, будучи в Варшаве, информировал польских министров о том, что «литовские компании стремятся увеличить свои инвестиции в Польше…». Знать, в обмен на включение Польши в балтийский энергетический консорциум по строительству литовской АЭС, это стремление должно найти у поляков отклик…

…Как сообщил «Часу» директор департамента коммуникаций и маркетинга «Латв- энерго» Андрис Сикснис, «польский вопрос» решен только на политическом уровне. В пятницу в Вильнюсе соберутся руководители энергетических ведомств всех четырех стран и будут решать вопрос на конкретном инженерном уровне. Решать однозначно и быстро, поскольку время катастрофически уходит.

Справка

По прогнозу МАГАТЭ, к 2020 году в мире появятся 60 новых атомных электростанций, благодаря чему общее производство электроэнергии на АЭС увеличится на 65%.

Соседняя Белоруссия тоже планирует построить АЭС к 2015 году, но более мощную – на 2000 МВт. При этом сметная стоимость строительства составит те же 2,5 млрд., но не евро, а долларов. Российское предприятие «Атомстройэкспорт» уже провело презентацию проекта строительства и представило соответствующие документы.

Где строить ядерный могильник

Литовские чиновники рассматривают несколько мест, где можно построить могильник для радиоактивных отходов (РАО). Предполагается, что там будут захоронены ядерные отходы Игналинской АЭС. Об этом заявил временный поверенный в делах Литвы в Белоруссии Марюс Януконис.

По словам чиновника, который ссылается на выводы экспертов, захоронение должно находиться в непосредственной близости от Игналинской АЭС. Там будут храниться отходы малой и средней радиоактивности – не само ядерное топливо, а вторичные материалы.


Написать комментарий