Убийца Валентины Козловой и «отец-душитель» признаны невменяемыми

Как подтвердили нам вчера в прокуратуре, экспертиза признала невменяемыми обвиняемых в двух громких убийствах 2006 года - Виталия Авраменко (на счету - три трупа) и Андрея Климова (тоже три). Таким образом, грабитель, совершивший три убийства в Дарзини -Румбуле, и экс-охранник, передушивший всю свою семью, могут избежать пожизненного заключения.

Вчера в Генпрокуратуре нам подтвердили: и Андрей Климов, и Виталий Авраменко по результатам комплексной стационарной экспертизы признаны невменяемыми. Что любопытно, ни один из них раньше не состоял на психиатрическом учете. И еще оба, по мнению следствия, совершили преступления по чисто корыстным мотивам. Оба признают содеянное. Обоим до последнего времени светило пожизненное заключение. Теперь – уже вряд ли…

Ниже мы попытаемся проанализировать факты обоих дел. От эмоциональных оценок по понятным причинам дистанцируемся: оба преступления – весьма тяжелые. Пусть выводы читатель делает сам.

Что они сделали: «душитель»

Андрей Климов – тот самый «зиепниеккалнский душитель», задержанный за убийство собственной жены и двух сыновей. Ранее не судим. Много лет проработал в службе безопасности в системе игорных заведений. Коллеги о нем отзываются так: был замкнут, спокоен, как танк, и рассудителен. Считался хорошим семьянином. Религиозен, аккуратно ходил в церковь. Деньги, которые получал в фирме, приносил в дом: квартира была богатая, с суперсовременным ремонтом и т. д. Дети росли вполне благополучные.

Однажды утром, пока дети гостили у дедушки, Климов задушил жену. Потом специально вызвал телефонным звонком детей. Отправив одного в магазин, задушил другого, а за ним – и вернувшегося домой. Потом аккуратно уложил всех по кроватям. Еще немного выждал и вызвал полицию.

По мнению следствия, корни убийства были в следующем. Климов на своей работе не ограничивался зарплатой – достаточно активно занимался махинациями, откуда и возникло его домашнее благополучие. Однако все это было поставлено под угрозу, когда фирма приняла на должность бухгалтера жену Климова. Судя по всему, муж испугался – не столько что супруга его сдаст начальству, сколько самого факта, что она узнает о его делах.

Судя по всему, он привык чувствовать себя в семье главой, авторитетом и т. д. Ситуации, когда его работа и даже свобода зависели бы от воли жены, Андрей Климов допустить не мог и не хотел. В результате он решил с ней покончить. А поскольку «детям без мамы было бы плохо», то следует устранить и детей.

Логика, согласимся, чудовищная и не вполне человеческая. Но реализовано все было крайне продуманно.

Конечно, в этом случае – в силу самой природы преступления – можно допустить психическую патологию. Хотя убийство объяснимо и обычным нравственным вывихом – доведенной до предела человеческой гордыней: «Будет либо по-моему, либо никак».

Однако экспертиза решила по-своему, признав Климова невменяемым. Полиция еще не решила, как реагировать на заключение.

…И «дарзиньский убийца»

А вот история многократно судимого Виталия Авраменко. Напомним: ему вменяются три убийства. Два – совершенные чисто из-за денег. А третьей жертвой стал случайный прохожий, оказавшийся рядом с местом второго убийства.

Итак, три убийства в районе Румбула – Дарзини были совершены в течение буквально четырех апрельских дней. По версии следствия, Авраменко, осужденный за кражу, получил отсрочку от тюрьмы. И решил ее использовать. Сначала он с братом отправился в зал игровых автоматов в Румбуле. После убийства сотрудника-сторожа разжился примерно 800 латами, которые просадил в ту же ночь в других игорных залах.

Потом до тюрьмы осталось всего пять дней. Парень знал, что его соседка по поселку Дарзини Валентина Козлова (совладелица ИД «Фенстер») человек состоятельный, и он снова отправился грабить. Около трех ночи, едва перемахнув через забор, он неожиданно столкнулся с самой хозяйкой: та вышла из дома за собакой, которая бегала по территории… После второго убийства он забрал что попалось под руку. Попытался завести джип. Передумал, убежал. На выходе из дома уже с добычей (тоже небольшой, порядка нескольких сотен латов) Виталий столкнулся со случайным бомжом. Так произошло третье убийство…

Так вот, по заключению экспертизы, Авраменко тоже не в себе. То есть не отдавал себе отчета и не мог контролировать свои действия.

Прокурор, ведущий дело, знакомится с текстом заключения.

Что может сделать следствие

Итак, по двум главным убийствам года комплексной стационарной экспертизой Государственного агентства душевного здоровья вынесено заключение о невменяемости. Что может сделать следствие, если оно не будет удовлетворено выводами?

Как понял «Час», следствие вправе попросить назначить по делу повторную или дополнительную экспертизу. Если суд сочтет аргументацию следствия достаточно убедительной, то экспертизу повторят. Если и она признает обвиняемого невменяемым – он освобождается от уголовной ответственности и в зависимости от оценки экспертов направляется на более или менее длительное принудительное лечение.

Так что в будущем вполне реально возвращение Авраменко и Климова в общество. То есть к нам с вами.


Написать комментарий